Падение барреля нефти марок Brent и WTI и вслед за ними российской нефти марки Urals не предвещает ничего хорошего. К 8 марта - в самый разгар весеннего праздника цена нефти на мировом рынке достигла показателей 2004 года. Как говорят эксперты, в последний раз так резко в течение дня нефть падала в 91-м, когда началась "Буря в пустыне". Но при этом рядовой российский потребитель вновь ожидает дальнейшего роста стоимости бензина и дизеля на внутреннем рынке страны.
Как известно, наши дальневосточные расстояния во многом не укладываются в голове жителей центральной России, или "запада", как мы называем их в Приморье. Однако без регулярной доставки топлива по разумным ценам регионам ДФО просто не выжить. Люди не понимают, почему при падении общемировых цен за бензин они вынуждены платить больше.
Так, приморские заправки демонстрируют дальнейшее повышение стоимости дизельного топлива до 50,25 руб. за литр. Розничная стоимость литра бензина марки АИ-92 и АИ-95 цена складывается на уровне 44,65 руб. и 46,5 руб. соответственно.
Какие перспективы у дальневосточного рынка топлива рынка топлива и мазута VladNews поинтересовался у экспертов.
И здесь существует ряд точек зрений. Первая - чтобы добиться низких цен топлива на Дальнем Востоке, необходимы инвестиции в топливную отрасль, которая включает в себя развитие угольной промышленности и газификацию Дальнего Востока в целом. Вторая - решить вопросы с монополизацией рынка отдельными поставщиками, увеличить продажи топливного бензина на бирже. И здесь специалисты оставляют решающее слово за ФАС.
Между двух огней
В то же время на Дальнем Востоке работают лишь два крупных НПЗ - Комсомольский «Роснефти» и Хабаровский «Нефтегазхолдинга», вместе выпустившие в 2018 году 1,1 млн тонн бензина и 2,5 млн тонн дизтоплива (https://www.kommersant.ru/doc/4012179
(https://oilcapital.ru/news/markets/26-06-2019/pravitelstvo-gotovo-stimulirovat-postavki-topliva-na-dalniy-vostok). Разумеется, покрыть потребности Дальнего Востока предприятия не имеют возможности. Всего потребление моторных топлив на Дальнем Востоке в 2018 г. составило 4,53 млн тонн, следует из данных «Инфотэка», которые приводят «Ведомости». За 2019 год итоги еще не подведены. Топливная розница в ДФО по-прежнему находится в убытках, также как и положение нефтепереработки.
Поэтому разговоры о демпфере ведутся еще с 2018 года. Демпфирующий механизм дает возможность компенсировать часть стоимости нефти, получаемой нефтеперерабатывающими заводами, в целях сдерживания роста цен на производимые ими нефтепродукты. Для Дальнего Востока устанавливается дополнительный демпфер в 2 тыс. руб. на тонну. Если оптовые цены на бензин и дизтопливо в этом регионе отклонятся более чем на 20% от средних цен по России, то надбавка для Дальнего Востока обнуляется. (https://nangs.org/news/economics/gosduma-skorrektirovala-dempfer-v-neftyanke-dlya-sderzhivaniya-rosta-tsen-na-toplivo)
Но рост цен все же не останавливается. Подливают и масла в огонь в буквальном смысле слова и падение отгрузки нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток из других регионов России. По итогам 9 месяцев 2019 года на сети ж/д России пришлось погрузок меньше на 1,9% – до 200,26 млн тонн (https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/504525-pogruzka-nefti-i-nefteproduktov-na-seti-zh-d-rossii-v-yanvare-oktyabre-2019-g-snizilas-na-1-9-/). Именно поэтому в декабре прошлого года в правительственных кабинетах заговорили о введении логистического коэффициента, поскольку необходимо обеспечить равные условия снабжения дизельным топливом Дальнего Востока и центральных регионов России особенно в зимний период. Этот коэффициент может быть введен задним числом с 1 января 2020 г. Коэффициент может быть перенесен в вычет из тарифов на перевозки РЖД.
Перспективы в инвестициях
Однако все эти меры имеют больше одномоментный характер. Рост цен происходит и по всей России, и во многом это объясняется экспортной политикой некоторых нефтяных компаний, таких как "Сургутнефтегаз", "Лукойл", Антипинский нефтеперерабатывающий завод, "Таиф". Большую часть товарных бензинов компании фактически отправили на экспорт, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Например, "Лукойл" в три раза увеличил отправку Евро-5 на экспорт против 83 тыс.тонн начала 2019-года. Фактически 300 тыс.тонн продукта "Сургутнефтегаз" отправил на экспорт за январь-февраль нынешнего года, что на 25% больше показателей, зафиксированных в первые месяцы года минувшего. Поэтому текущее повышение цен даже не связано с сезонным фактором, а является следствием увеличением экспорта товарных бензинов из России.
Проблемы Дальнего Востока гораздо сложнее и существуют давно, и главная из них - территориальная отдаленность ДФО от основных центров производства бензина, что предполагает в конечном итоге высокую стоимость этого топлива и большие сроки его доставки. К нам на Дальний Восток тот же АИ-92 в буквальном смысле везут за многие тысяч километров из Омска.
"Пока же мы видим лишь недостаточное внимание того же Минфина, который не стимулирует инвестиции в строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса «Роснефти». Тогда как создание подобного "хаба" значительно бы упростило снабжение топливом Дальнего Востока", - полагает Дмитрий Гусев.
По мнению нашего собеседника, вопрос может разрешить продуманная инвестиционная политика государства, направленная на укрепление топливно-энергетического сектора нашего макрорегиона. В первую очередь необходимо решать вопросы топливной и транспортной инфраструктуры в ДФО, а, значит, направлений, отвечающих за производства в регионе газового топлива, сжиженного углеводородного газа, стоит обратить внимание и на бурый уголь. Вопросы недостатка дешевого топлива также упираются в реализацию программы газификации Дальнего Востока, которая и по сей день не выполнена.
Дмитрий Гусев полагает, что часть средств из резервных фондов страны целесообразно направить на возвратной основе на развитие независимой энергетической и топливной системы Дальнего Востока, тогда в нашем большом регионе появятся газовые заправки на сжиженном и компримированном газе (сжатом), газовые сети доставки до жилой инфраструктуры и многое многое другое. Необходимо будет учесть газовое и водородное наполнение всего этого инфраструктурного комплекса. Определенные шаги в этой сфере сделаны на Сахалине. Там к 2023 году появятся 11 газозаправочных станций. К 2024 году сахалинские власти планируют перевести на более дешевый и экологичный вид топлива половину автомобилей острова. В Сахалинской области действуют льготы на приобретение газомоторной техники сельскохозяйственными предприятиями и компаниями пищевой промышленности.