Игорь Селезнёв – бывший актёр, телеведущий, директор уссурийского Театра драмы имени Комиссаржевской и депутат думы Уссурийска – вот уже почти два года руководит Приморским краевым драматическим театром молодежи. В интервью РИА VladNews Игорь Селезнёв рассказал о театральных экспериментах, о том, как изменилась «молодёжка» и как ему удаётся жить на два города.
- Игорь, вы почти два года на посту директора театра молодёжи, как успехи?
- Это скорее вопрос к нашему зрителю, как вам? Изменился театр?
- Я ваш театр всегда обожала!
- Вот! Судить зрителю, изменился театр или нет. Нам очень сложно судить, потому что мы каждый день «варимся» в этом.
- Ну, впервые за долгие годы сделан ремонт в театре…
- И зритель, конечно, замечает это, благодарит нас, в соцсетях пишет, что театр изменился в лучшую сторону. Конечно, наша задача – делать всё во благо зрителей. Мы работаем для вас. Мы стараемся сделать всё, чтобы зрителю было комфортно. Для меня одной из основных проблем было привести в порядок уборные комнаты и фойе первого и второго этажа, заменить люстру в зрительном зале, которой было сто лет (смеётся). Всё сразу, конечно, не делается. Всё постепенно, поэтапно. Но за эти два года сделано немало. Если вы обратили внимание, прошлым летом у нас появился новый занавес с огнезащитной пропиткой, который соответствует всем современным стандартам. Стараемся заменять и световые приборы. На сегодняшний день у нас распланированы работы на 2020, 2021 и 2022 год.
- Это за счёт краевого бюджета?
- Основная поддержка идёт из краевого бюджета, но что-то мы делаем за счёт собственных средств.
- Понятно, что театр никогда не будет самоокупаемым, но получается хоть что-то зарабатывать?
- Естественно, у нас увеличилось и количество зрителей, и финансовые поступления.
- А цену на билеты вы стараетесь держать невысокую?
- Ценовая политика тоже изменилась, конечно. Незначительно, но рост есть. Но мы стараемся всё-таки держать цену, потому что мониторим, какую сумму может сегодня потратить зритель на поход в театр.
- Билеты на вашу последнюю премьеру - «Сказку сказок», например, были дороже, чем обычно…
- Да, во-первых, она идёт в девять вечера и на малой сцене. Во-вторых, в ней помимо артистов занято ещё большое количество людей, «бойцов невидимого фронта». Это и зрительский отдел, и монтировочный цех…
- …И грим там серьезный.
- Да, очень большая работа была проведена именно по гриму.
- Я еще не успела посмотреть, но, говорят, это какой-то особенный спектакль. Открытый финал, интерактив?
- Маша, лучше сходите и посмотрите. Я не буду спойлерить.
- Как премьеру принял зритель?
- Прекрасно. Если вы следите за жизнью театра молодежи в социальных сетях, то наверняка видели отзывы. У нас уже на 22 марта полностью билеты выкуплены, на 27 марта осталось немного. Обязательно сходите, не пожалеете.
- Обязательно! Вообще, театр молодёжи сейчас идёт на всевозможные эксперименты, это осознанный путь? На последние спектакли «Ревизор», «GROZA2059», «Горка» зритель реагировал неоднозначно.
- Да, зритель разный, поэтому и отзывы неоднозначные. Взять ту же самую «Грозу» Островского. Кто-то идёт на классику, и хочет увидеть ту самую Катерину и Бориса, а видит совсем иное. То есть совершенно другое режиссёрское решение. Кто-то принимает, а кто-то нет. Наверное, наш владивостокский зритель еще не совсем привык к таким формам. Для театралов, которые часто бывают в Москве и Санкт-Петербурге, это уже знакомо. Там мы довольно-таки часто видим подобные решения спектаклей.
- И вы не боитесь быть непонятыми зрителем, давая ставить начинающим режиссёрам?
- А почему бы не дать шанс молодым или непрофессиональным режиссерам попробовать себя? Мы изначально шли на то, что малая сцена будет предоставляться как экспериментальная площадка. У Ивана Синицина, который поставил «Сказку сказок», нет режиссерского образования, но этот эксперимент у него удался.
Виталий Дьяченко, молодой режиссер из Санкт-Петербурга, уже знакомый зрителям по постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина» (сегодня он главный режиссёр Амурского театра драмы) приезжает к нам на постановку «Письма Анны Франк» к 75-летию Победы.
- Что у вас ещё в этом сезоне интересного планируется?
- В этом сезоне мы взяли грант на спектакль про Юла Бриннера. Пьесу пишет сейчас молодой приморский драматург Виктория Костюкевич, ставить её будет режиссёр Талгат Баталов. На фестивале «Метадрама» в прошлом году Талгат очень любопытно поставил эскиз, и мы предложили ему поработать с нашим театром. Этим спектаклем мы будем закрывать 74 сезон. Следующий сезон будет юбилейный – 75-летие театра. Планируем открывать следующий сезон комедией. Мы пригласили на постановку Дениса Малютина, чей спектакль «Шум за сценой» сейчас идёт с успехом в нашем театре.
- Признаюсь, не очень люблю комедии. Их трудно сделать непошлыми. Я люблю творчество режиссёра Сергея Руденка…
- Репертуар в любом театре должен быть разноплановым. Как комедии, так и драмы, как в классической форме, так и в современной трактовке. Вы смотрели спектакль Сергея Руденка «Клятва»?
- Конечно, очень понравился.
- Опять же кто-то его принимает, кто-то нет. Я выхожу после этого спектакля со слезами на глазах, а кто-то говорит: зачем вы это показываете, зачем смотреть на мучения, на то, как издевались над людьми. Почему есть люди, которые уходят прямо во время спектакля «Горка»? Потому что в нём раскрывается проблема. Кому-то правда режет глаза, поэтому люди уходят.
- Прошлые спектакли постепенно снимаются с репертуара, это тоже осознанно? Или потому, что тех актёров уже нет? Может, стоит какие-то удачные вещи оставить, или вы решили полностью обновить репертуар?
- Прежде чем списать спектакль, мы проводим мониторинг, насколько он востребован у зрителя. Артисты иногда уходят из труппы: кто-то уезжает в другой город, кто-то уходит в другую профессию. Сейчас стоит вопрос по спектаклю «Ещё не вечер», который держался на наших маститых артистах. Мы проводили в последний путь Ирину Васильевну Тарасюк, которая была гениальной, талантливой актрисой; Александр Волосянко сегодня находится на реабилитации. Пока мы этот спектакль не списали, будем совместно со зрительским отделом, с художественным руководителем решать его дальнейшую судьбу.
- Ваша семья тоже переехала во Владивосток?
- Дети уже взрослые, каждый живёт своей жизнью. Супруга у меня - главный художник уссурийского Театра имени Комиссаржевской. Светлана Владимировна Зарубина как художник-постановщик поставила в нашем театре три спектакля: «Алиса в стране чудес», «Ревизор» и «Шум за сценой».
- Значит, она там осталась, и вы на два города живете?
- Ну, получается, что так.
- Не планируете переезд?
- Пока не думали над этим вопросом.
- А вообще, если сравнивать вашу работу там и здесь?
- Не могу пока сравнить. Для меня оба театра как родные. Конечно, сегодня все силы отдаются театру молодёжи, я живу жизнью своей труппы.
- А там вы на кого театр оставили?
- Там сегодня прекрасные руководители: директор театра Андрей Борисов, главный режиссер Борис Бехарский. И сегодня театр на хорошем профессиональном уровне продолжает работу, участвует в фестивалях.
- Не жалеете о когда-то принятом решении сменить работу?
- Конечно, нет. Я живу этим театром, мы живем все одной целью, одной мыслью о том, как его развивать.
- Труппа вас сразу хорошо приняла или были какие-то «тёрки»?
- Нет, всё хорошо. Спасибо за то, что ребята поверили в меня – это очень важно.
- Труппа сейчас укомплектована?
- Практически укомплектована, но есть ещё две вакансии. На следующий сезон мы ждем пополнение.
- Выпускников?
- А почему нет? Сегодня театральные вузы готовят нам «свежую кровь». Так в прошлом году мы получили Сергея Рюмкина, который блестяще сыграл Хлестакова, попал просто в точку. И я хочу сказать спасибо за ту школу, которую ему дали его мастера. И Игорь Сушков (Грэй в Алых парусах» - прим. ред.) ещё был студентом, когда мы пригласили его к нам в театр, и он замечательно вошёл в премьеру. Еще у нас из новеньких - Олеся Белоконь, Илья Апанаев и его супруга Дарья Мухортова, которые также прекрасно влились в состав нашей труппы.
- Вы сами посещаете театры?
- Хожу, но это бывает так редко, времени мало. Но, тем не менее, слежу за жизнью своих коллег, за жизнью театров не только приморских, но и других региональных. Бываю часто в московских театрах, когда летаю на заседание правления Гильдии театральных менеджеров, в состав которого вхожу.
- С гастролями куда-то поедете?
- Сейчас мы активно гастролируем по Приморью, ведутся переговоры с Хабаровском, также впереди возможны театральные фестивали. За границу - пока нет, настолько плотно у нас сегодня всё расписано: и с постановками, и с гастрольной деятельностью. Не будем забывать, что со 2 по 7 июня на площадке нашего театра пройдёт Тихоокеанский международный фестиваль современной драматургии «Метадрама». Это будет уже третий фестиваль. Первый мы провели собственными силами, на второй получили грантовую поддержку Министерства культуры, а в этом году он пройдет при поддержке Правительства Приморья.
Мария Стеблянко