Эксперт – о проблемах топливной индустрии на Дальнем Востоке

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев рассказал о проблемах системы АЗС и способах развития автозаправок в России в целом, а также на Дальнем Востоке

18:41, 28 января 2020 Общество
Снимок экрана (95).png
Фото: pixabay.com

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев рассказал, что в начале 2020 года на рынке нефтепродуктов в России произошли очередные ценовые перекосы, которые повторяются ежегодно и приходят с  Дальнего  Востока, сообщает РИА VladNews.

По мнению Дмитрия Гусева, подобная цикличность не случайна и связана с отсутствием стратегии развития отрасли. 

«Развитие отечественной топливообеспечивающей инфраструктуры идет бессистемно. Отсутствуют не только планы и стратегии, но даже текущий анализ статистических данных по количеству и качеству объектов топливной инфрастуктуры»,  - отметил вице-президент НТС.

Эксперт отмечает, что в России не существует комплексных программ газификации, в рамках которых, наряду с инфраструктурой обеспечения экономики и домашних хозяйств газом, создавалась бы инфраструктура для заправки автомобилей. По его мнению, именно это показывает отсутствие системного подхода, в том числе, и к развитию газовой промышленности.

«Однобокость государственного подхода состоит в том, что регулируется лишь существующая инфраструктура, и лишь с позиции "социальных" цен на топливо. Не анализируются альтернативы, не предлагаются современные признанные всем миром решения для расширения предложения, увеличения количества альтернатив заправки автомобиля. Несмотря на развитие биржевой торговли, розничные цены являются "условно" ограниченными. Отсутствует, например, возможность установления инвестиционной надбавки к топливу, за счет которой могла бы осуществляться модернизация, как это сделано в энергетике», - отметил вице-президент НТС.

Большая часть автозаправочных станций страны не принадлежит Вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (нефтедобывающие компании, у которых есть свои перерабатывающие заводы и сеть АЗС – Прим.ред.).

«Если государство видит в них необходимость и значимость для обеспечения экономики топливом, то необходима комплексная государственная программа развития независимых сетей», - отметил  эксперт рынка.

По его мнению, эта программа может привлечь инвестиции для внедрения новых систем и альтернативного топлива, которые впоследствии окупят АЗС. При этом вариантов альтернативного топлива достаточно: электричество, водород, газ топливо из угля и биотопливо. Последнее Гусев выделил отдельно, добавив, что для страны это может стать приоритетным направлением, так как на экспорт должна идти продукция с максимальной надбавкой.

Применение этих вариантов на Дальнем Востоке насытит рынок топливом, значительно снизит его дефицит, позволит использовать местное сырье, а впоследствии все это приведет к созданию рабочих мест. Эксперт уверен, что создание такой независимой системы на принципах блок-чейн позволит увеличить прибыль, снизить издержки и сохранить социальную стоимость продукции.

Самым быстрым вариантом Гусев называет создание АЗС с газомоторным топливом. Так, глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков в письме попросил у правительства 104 млрд рублей на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

«Правда, представляя интересы газовой монополии, Зубков предлагает распределить эти деньги между предприятиями группы «Газпром». Предложение замечательное, но нельзя сбрасывать со счетов и независимых собственников АЗС», - подчеркнул вице-президент НТС.

Он добавил, что при наличии государственного финансирования независимые сети с радостью включились бы в гонку по развитию станций по заправке газа. Причиной этого он называет низкую рентабельность бизнеса.

«Системный подход к развитию сетей сможет решить сразу два вопроса: экологический и энергетический. Взаимодействие должно строиться на принципах государственно-частного партнерства с применение госсредств, которые были накоплены за счет нефти и газа. Реализация плана приведет к снятию проблемы и позволит автомобилистам использовать экономическое и экологическое топливо в любой точке страны», - считает эксперт.