Умение готовить – навык, который необходим не только для того, чтобы удовлетворить вкусовые рецепторы и получить пищевую ценность для организма. Самое важное – через процесс приготовления пищи передаются бытовые знания. Как резать продукты, чтобы не порезаться, сколько добавить соли в суп, чтобы не пересолить, как не обжечься, сливая воду с приготовленных макарон.
Для детей приготовление еды – важный процесс знакомства с миром, творческий и познавательный.
Однако, если учиться не у кого, даже самостоятельное измельчение ингредиентов в блендере вызовет восторг у 16-летнего подростка.
Социализировать детей из детских домов через приготовление пищи решили организаторы проекта «Школа дальневосточной кухни». Посредством мастер-классов от известных шеф-поваров Владивостока дети от 12 лет узнают, как из простейших и недорогих продуктов сделать вкусные и питательные блюда, знакомятся с местными дарами тайги и моря, а также, что немаловажно, получают знания о новой профессии, которой в дальнейшем могут обучиться. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и социально-ответственных партнеров.
Мастер-классы для детей, оставшихся без попечения родителей, прошли в 13 центрах содействия семейному устройству. О последнем мастер-классе, который посетили корреспонденты РИА VladNews, расскажем подробнее.
Вместе с шеф-поваром ресторана «Brugge Pub» Ириной Руденко и руководителем «Школы дальневосточной кухни» Галиной Цесарской мы отправились в поселок городского типа Преображение, который находится в 350 километрах от Владивостока.
Представляли в голове картинки из детского дома – мрачное здание с удручающей атмосферой внутри. К сожалению, это не стереотип, и «серые коробки», в которых воспитывают детей, до сих пор существуют, но, увидев детский дом в Преображении, удивляешься и получаешь надежду, что не всё так плохо.
Уютное здание, чистые помещения, светлые комнаты и потрясающий вид на море и деревянную церквушку. Месторасположение в этом случае играет большую роль, чувствуешь себя не в детском доме, а в каком-то лагере на побережье.
Купив недостающих продуктов в местном магазине, мы пришли к детям.
Ключевая роль в мастер-классе, конечно, у шеф-повара. От того, как он наладит контакт с аудиторией, зависит то, как дети впитают знания и будут вести себя на протяжении всех часов обучения.
Неудивительно, что чужаков воспитанники детдома встречают хоть и приветливо, но с недоверием. Этот барьер предстояло преодолеть шеф-повару Ирине Руденко. Ира из тех людей, которые умеют удержать внимание толпы и сразу дают понять, что мы приехали к ним, ради них, а не для искусственной галочки добра.
В начале кулинарного мастер-класса она познакомилась с детьми и немного рассказала о себе:
«Я сама была в детском доме, пока сложные процессы деления семьи не были окончены. Затем жила в реабилитационном центре, так как дома просто нечего было есть. Стоит помнить, что центры содействия защищают детей от ужаса жизни в голодных домах, в которых, порой, никому нет дела до своего чада. Для вас я живой пример того, как можно стать шеф-поваром и достичь желаемого. Десять лет я упорно работала, чтобы прийти к тому, что я сейчас имею. Но стоит понимать, что для этого нужно много работать. Сегодня вы можете задать любые вопросы о профессии. И еще – неважно, свяжите ли вы дальше жизнь с поварской деятельностью или нет, на сегодняшнем мастер-классе вы можете получить те знания и навыки, которые в любом случае пригодятся вам во взрослой жизни вне детского дома. Ведь вкусно поесть любят все».
Первый контакт с детьми был налажен, и вместе с шефом они приступили к приготовлению блюд.
Как отметила организатор проекта Галина Цесарская, на мастер-классах детей учат готовить преимущественно блюда дальневосточной кухни — жареную кету или минтай, уху, блюда с морской капустой.
«Иногда повара учат разделывать рыбу и чистить от костей. На некоторых мастер-классах дети учатся замешивать тесто и печь хлеб или булочки. Специально для Школы шеф-повара разработали сборник рецептов 20 блюд из недорогих местных рецептов. Рецепты адаптированы для детей от 12 лет. Сборник рецептов опубликован на сайте Школы, и все дети могут готовить по этим рецептам. Для мастер-класса шефы используют эти рецепты, а также предлагают свои», - говорит Галина.
Наше меню состояло из трех позиций: салат «Крабчонок», кесадилья с ветчиной и сыром из домашнего дрожжевого теста, которое ребята приготовили сами, и на десерт – овсяное печенье.
Во время приготовления Ира рассказывала детям про еду, свою профессию, делилась забавными историями из жизни. И вот, после часа с Ириной, юные повара спрятали «иголочки» и стали вести себя расслабленно.
Стоит отметить, что не все дети уверенно держали в руках ножи. Несмотря на инструктаж от шефа по безопасной резке продуктов, кто-то все равно порезал пальцы. Всех «пострадавших» перебинтовали, и они без жалоб и слез продолжили готовить.
Ребята с энтузиазмом размешивали салат, месили тесто и мололи овсянку в блендере. Они задавали Ире вопросы, просили шефа посмотреть правильность исполнения кулинарного шедевра, а кто-то даже делился своей историей переселения в детский дом.
Пока дети были заняты лепешками, руководитель проекта «Школа дальневосточной кухни» Галина Цесарская подробнее рассказала о целях этого проекта.
«Когда мы начинали, представления о реальной социальной значимости проекта были очень размытые – мы не знали, ждут ли нас в детских домах, насколько нас поддержат рестораторы и шефы, и вообще представления о работе в некоммерческом секторе были смутные. Сейчас, после проведения 13-ти мастер-классов, могу сказать – проект получился крутой и полезный, он реализует сразу несколько задач: мы учим детей готовить вкусную простую еду из недорогих локальных продуктов и показываем поварские фишки; рассказываем о гастрономическом потенциале края, ресурсах моря и тайги; рассказываем про профессию, приглашаем на экскурсию в рестораны; формируем социально-ответственное ресторанное сообщество, которое будет в какой-то мере решать социальные проблемы края и сможет помочь детям, которые хотят работать в ресторанной отрасли и, надеюсь, станет примером для других отраслей края».
По словам Гали, по такой аналогии в центры семейного устройства могут приезжать представители самых разных профессий, рассказывать о своем деле и по возможности проводить какое-либо прикладное занятие. Главное в этом деле – желание помочь, а чем – всегда найдется.
По окончанию мастер-класса ребята с удовольствием съели приготовленные ими блюда и искренне поблагодарили Ирину. Некоторые воспитанники не хотели отпускать шефа, и еще около часа мы проговорили с воспитателями и детьми. Кажется, что это лучший показатель того, что мастер-класс удался.
Сама Ирина Руденко уже второй раз принимает участие в проекте. На вопрос «зачем» Ира отвечает:
«Хочется не только рассказать о своей профессии. Кроме приготовления пищи, мне хочется донести до них некоторые жизненные вещи. За порогом центра содействия по исполнению 18 лет их ждёт взрослая жизнь, в которой не будет педагогов, а значит и не будет опоры. Остаётся найти своё место в жизни, профессию, в которой ты растворишься, работу, где будешь проводить массу времени, а заработная плата станет бонусом для жизни, от которой ты уже получаешь кайф. Порой эти дети полагают, что они несчастные, но, когда ты рассказываешь им какие-то моменты из жизни в доме, оказывается, что у них не всё так плохо. Всё познается в сравнении. Не хочу, чтобы они чувствовали себя угнетенно. Хочу, чтобы они сами создавали свою жизнь. Забыли об обидах на тех, кто их бросил, и начали действовать. Впереди большая жизнь и только ты сам решаешь, чего достигнешь, и что будешь иметь».
По данным департамента образования и науки Приморского края, на сегодняшний день в Приморье проживает 1725 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 940 – в центрах содействия семейному устройству.
Поэтому в планах у организаторов «Школы дальневосточной кухни» продолжать реализовывать этот проект. Также посредством гранта, который они вновь попробуют получить, спонсоров, партнеров и неравнодушных жителей края.
Софья Ночвина