Претенденты на приобретения крабовых аукционов обратились к президенту страны с предложением не строить краболовы на дальневосточных верфях, сообщает РИА VladNews. Это совпало с совещанием у вице-премьера Юрия Трутнева, на котором правительственная подкомиссия потребовало наказать Росрыболовство за срыв поручения в этом вопросе.
Напомним, президент Владимир Путин получил предложения по доработке правил проведения аукционов по распределению части квот на добычу краба. Как говорится в обращении, по состоянию на 2 августа нормативные акты, необходимые для проведения аукционов, до сих пор не приняты. Глава Росрыболовства Илья Шестаков планировал объявление аукционов в сентябре 2019 года. Но предложенные Минсельхозом проекты документов все еще в стадии «проработки», а со стороны причастных ведомств, включая Федеральную антимонопольную службу (ФАС), ФСБ, Минпромторг, имеются «существенные неурегулированные разногласия», говорится в записке. В результате существует высокий риск невозможности проведения аукционов в 2019 году. В бюджет РФ не поступит запланированный доход, держатели крабовых квот продолжат промысел, а реформа отрасли будет сорвана, сказано в обращении. Таким образом, авторы докладной записки пытаются через президента ускорить принятие недоработанной и спорной нормативно-правовой базы по проведению аукционов на квоты краба.
Возможно, что авторы письма так реагируют на согласованные действия правительства, которые после долгих консультаций и проработок пришли к выводу, что 46 судов, которые победители краболовов должны будут построить, можно возвести на Дальнем Востоке. Второй аспект этого обращения попытка вывести из-под удара главу Росрыболовства Илью Шестакова, который выступает против принципа «Где ловим, там и строим», который глава правительства Дмитрий Медведев одобрил на встрече с губернатором Приморского края.
Напомним, что вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что необходимо принять меры в отношении Росрыболовства, которое не выполнило поручения президента по развитию Дальнего Востока, связанного со строительством судов по крабовым квотам. С такой просьбой вице-премьер собирается обратиться к Министерству сельского хозяйства РФ.
«Строительство судов на дальневосточных верфях должно давать работу людям, которые здесь живут и работают. Это полностью соответствует позиции президента РФ, его поручению по ускоренному развитию Дальнего Востока. Такое поручение правительство Росрыболовству давало, Росрыболовство это поручение не выполнило. Мы сегодня посоветовались на совещании и решили, что руководство Росрыболовства надо наказать», — заявил Юрий Трутнев.
Пока в России пытаются сформировать законодательную базу для развития судостроения и судоремонта, претенденты на крабовые квоты уже инвестировали десятки миллионов долларов в экономику азиатских стран. По словам президента АРПП Георгия Мартынова, в данный момент в республике Корея идет активное переоборудование четырех судов иностранной постройки под промысел живого краба, которые оформлены на компании «ПримКраб» и «Т-Краб». Названия судов «Спектрум-1», «Спектрум-2», «Ирбис» и «Алчан». По его словам, корейские судоремонтные предприятия также ждут, что к ним на переоборудование встанут еще три судна: KaiseiMaru 1. KaiseiMaru 8, KaiseiMaru 7.
«Я был в Пусане и встречался с корейскими представителями судоремонта и судостроения. Они рассказывают, что российский заказчик планирует переоборудовать эти суда под добычу и перевозку живого краба. Более того, иностранные таможенные брокеры говорят, что есть заказ на покупку еще 15 судов. Ведутся переговоры с компаниями из Японии, Кореи, Тайваня. Агенты говорят, что сроки приобретения судов очень сжатые. Представители корейского бизнеса утверждают, что российский покупатель готов инвестировать в проект до 100 миллионов долларов. Приобретения такого количества единиц флота, вызывает недоумение даже в Республике Корея. Представители корейского бизнеса в замешательстве. Их бизнес был уверен, что квоты получат те, кто будет строить крабовый флот на Дальнем Востоке. У корейских компаний есть даже инвестиционные планы по сотрудничеству с нашими дальневосточными вервями. Они были уверены, что уже весной российские дальневосточные судостроительные заводы подпишут контракты на строительство 30-40 судов. Теперь потенциальные инвесторы в замешательстве. Конечно, экономика региона Пусан положительно восприняла получение заказа на десятки миллионов долларов», - рассказал Мартынов.
Напомним, в сентябре прошлого года представители HANKUK SHIPBUILDING приняли участие в Восточном экономическом форуме, и спустя 9 месяцев это принесло свои плоды. Впервые корейская судостроительная компания среднего звена вышла на российский судостроительный рынок рыболовецких судов. Дальневосточные компании уже начали проявлять активный интерес и изъявили желание заказать у нового предприятия более 16 судов общей стоимостью 250 млн долларов. В июле этого года Южнокорейская судостроительная компания HANKUK SHIPBUILDING и ПАО "Славянский судостроительный завод" (принадлежит группе компаний "Беркут") подписали контракт об учреждении совместного предприятия для выхода на судостроительный рынок
Справка: Компании «ПримКраб» и «Т-Краб» входят в группу компаний РРПК. На данный момент они имеет право на вылов 2600 тонн краба и 6 краболовных судов. Приобретение дополнительного краболовного флота очевидно свидетельствует о планах этой группы компаний по приобретению дополнительных квот краба на аукционе, но судя по всему планов по постройке краболовных судов в России у них нет.
«Коммерсант» сообщает, что Владимир Путин поручил своему помощнику Андрею Белоусову проработать вопрос с заинтересованными ведомствами, следует из резолюции президента от 7 августа. То есть по второму кругу, будет рассматриваться целесообразность мер по развитию Дальнего Востока.
Пока вопрос будет вновь изучаться, судоремонтные и судостроительные предприятия ДВФО остаются без портфеля заказов. А вот коллеги с западных заводов, загружены заказами от рыбаков, и говорят, что могут не успеть сделать краболовы в пятилетний срок. При этом эксперты считают, что уже через год от регулятора и группы компаний РППК может выйти новая инициатива, о переносе сроков строительства или вовсе их отмены.
Глава агентства по рыболовству Александр Савельев обращает внимание на то, что уже начальные цены лотов на торгах сильно завышены. Это ограничит количество участников.
Другие эксперты уверены, что приобретение российскими компаниями флотилии из 20-30 краболовов, переоборудованных из старых азиатских шхун, может свидетельствовать, что в дальнейшем вопрос об отмене «судостроительного оброка» будет инициирован. Ведь, инвестируя 200 миллионов долларов в экономику азиатских стран, компании приобретающих суда считают окупаемость всего крабового проекта.
Нормативная база, подготовленная Росрыболовством, уже привела к тому, что деньги вместо того, чтобы прийти в Россию, ушли из нее. Это деньги рыбной отрасли, которые могли бы развить отечественное судостроение. Реализация крабового проекта пока не стыкуется с рыбными поручениями президента. Интересанты крабовых аукционов ведут свою игру, накачивая финансовыми мускулами чужую промышленность. Все это идет в разрез с национальными интересами России. Необходимо взять на особый контроль ход выполнения требований по постройке краболовных судов в России лицами, победившими на аукционах по крабу. Нужен регламент контроля над строительством судов, и если графики строительства нарушаются, то квоты отбирать, не ожидая окончания этих 5 лет. Также целесообразно установить жесточайший контроль за выловом ценных пород краба. Экономика промысла доказывает: чтобы компенсировать свои вложения на аукционах и рассчитаться с кредитами, новые владельцы должны ловить краба в два раза больше выделенных квот. И они это будут делать, в результате получим уже известную историю с закрытием промыслов камчатского краба в связи с истощением ресурсов.