В ночь на 23 июля в палаточном лагере на Хабаровском горнолыжном курорте Холдоми произошел пожар. Четверо детей погибли. Согласно предварительной версии следствия, трагедия произошла из-за воспламенения одежды, сушившейся на электропушке, установленной для обогрева в одной из палаток. Площадь возгорания составила 2,4 тысячи кв. метров, сообщает РИА VladNews со ссылкой на газету "Владивосток".
Когда огнеборцы примчались, тушить уже было нечего. Из 26 палаток сгорело 20
«Владимир несколько раз нырял в огонь, хватал ребят и выбрасывал на улицу, как слепых котят. Здесь их принимали другие вожатые и отводили в безопасное место»
В лагере отдыхали 189 школьников разного возраста из Комсомольска-на-Амуре, Солнечного и Хабаровска, один мальчик был из Владивостока. Ребята спали в палатках каркасного типа «Памир-30», в каждой по восемь человек.
Трагедия в Холдоми на несколько дней стала новостью номер один в российских СМИ. Рассказывая о пожаре, журналисты и комментаторы в погонах и без с хронологической точностью восстанавливали события той кошмарной ночи: во сколько и где начался пожар, как быстро прибыли огнеборцы к месту ЧП, сколько времени ушло на ликвидацию огня. Не осталась без внимания и неправильная с точки зрения техники безопасности расстановка палаток, а также их непредусмотренная электрификация. Более того, выяснилось, что сгоревший палаточный лагерь якобы не был зарегистрирован в Росреестре, то есть работал незаконно. Де-факто он был, де-юре – не существовал.
При этом ни представители СМИ, ни ответственные лица ни разу не упомянули вожатых сводного педагогического отряда «Территория Инициативы» («ТИ») из Владивостока, спасших из огня 185 мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 16 лет. В том числе и тех троих, которые позже скончались в больнице. Между тем, когда пожар был потушен, сотрудники МЧС по Хабаровскому краю признались, что трагедия была бы во много раз масштабнее, если бы не грамотные действия ребят из «Территории Инициативы». Когда счет шел даже не на минуты, а на доли секунды, когда помощь еще не прибыла, иначе поступить было нельзя…
Эта удивительная команда
Ребята вернулись домой в прошлую субботу на поезде. Вся команда – 20 человек из Владивостока и двое из Уссурийска.
Их встречали друзья, родители и корреспондент «В». Вожатых заранее предупредили о блицинтервью, но на вопросы о той кошмарной ночи ребята отвечали неохотно. Большинство вообще отвернулось от диктофона. Настроение у всех подавленное. И это понятно, слишком свежи еще воспоминания о пожаре и о его страшных последствиях. Поэтому инициативу в разговоре взяла Галина Касьяненко, специалист Института иностранных языков ВГУЭС. Она, как руководитель студенческого педагогического отряда «ТИ», была в палаточном лагере вместе со своими вожатыми.
– Мы первый раз поехали в «Холдоми». Наш педагогический отряд считается одним из лучших в крае. Директор лагеря пригласил нас, поскольку десять лет назад «ТИ» у него уже работала, но в другом лагере, и он знал, на что мы способны. Это очень порядочный человек. Мы зашли на сайт «Холдоми», увидели, как лагерь выглядит. Условия для работы были хорошие. Нам все понравилось. Руководство «Холдоми» заключило договор с Приморским региональным отделением МООО «РСО», поскольку наш отряд работает в составе этой большой молодежной организации. Нам оплатили дорогу и медосмотр, и мы с ребятами поехали, – рассказала Галина Касьяненко.
Педагогический отряд сводный, в нем студенты ВГУЭС, ДВФУ, МГУ имени Невельского, ТГМУ. Несколько человек работали, но они специально взяли отпуска, чтобы поехать с отрядом в Хабаровский край. Вместе с парнями и девушками из столицы Приморья работали вожатые из Комсомольскка-на-Амуре. По словам Галины Касьяненко, это была удивительная команда.
Согласно договору ребята из «Территории Инициативы» должны были отработать в лагере «Холдоми» четыре смены. Первая прошла благополучно.
Панику быстро локализовали
Пожар случился на третью ночь второй смены. Лагерь видел сладкие сны, бодрствовал лишь ночной вожатый 22-летний Владимир Игнатов, студент ВГУЭС. Согласно инструкции он должен был смотреть, чтобы дети спали, и в случае необходимости помочь ребенку. В тот вечер было все как обычно. Володя принял палаточный городок под свой контроль и настроился дежурить до утра.
…В половине третьего ночи факелом вспыхнула крайняя палатка. Заметив пламя, Владимир мгновенно поднял на ноги вожатых, проживающих в палаточном лагере, затем бросился спасать детей в горящей палатке. К счастью, она не была застегнута. Когда Игнатов ворвался, внутри был дым и огонь. Но ребята спали, как будто ничего не случилось! Можно было громко скомандовать: «Подъем! Горим!» – но сонные дети ничего бы не поняли, некоторые могли испугаться. Началась бы паника, а этого допускать нельзя.
Владимир несколько раз нырял в огонь, хватал ребят и выбрасывал на улицу, как слепых котят. Здесь их принимали вожатые и отводили в безопасное место. К этому моменту в борьбе с пожаром участвовала уже вся «удивительная команда». Вытащив детей из одной палатки, парень мчался в следующую.
От высокой температуры у Владимира ожоги на лице. Из вожатых он пострадал сильнее всех. Если ему сейчас не оказать медицинскую помощь, то парень навсегда останется со страшными шрамами.
Алексей Завальнюк, 21 год, студент 3-го курса Школы биомедицины ДВФУ, не растерялся и первым стал поливать огонь из огнетушителей, которые были на территории лагеря. Он заливал горящий брезент, а в это время вожатые выводили ребят из палаток. И хотя средств пожаротушения оказалось недостаточно, тем не менее ему удалось сдержать на некоторое время распространение пламени по городку. Затем Алексей занялся размещением детей на безопасных местах и помогал другим вожатым.
Павел Марчук, 20 лет, студент 3-го курса ВГУЭС, выносил из огня и относил обгоревших детей в медпункт, затем в карету скорой помощи.
Среди отличившихся на пожаре Галина Касьяненко называет Артема Польшина, который только в этом году окончил владивостокскую школу № 57. Он выводил детей из горящих палаток и помогал эвакуировать их на стадион. Артем, как и Владимир Игнатов, отказался от общения с прессой. По словам руководителя отряда «ТИ», все вожатые вели себя очень мужественно.
– Для детей мы организовали пункт помощи на территории лагеря, принесли воду, теплую одежду, одеяла. Они выбегали в нижнем белье, потому что времени на сборы у них не было. Все кругом горело, – рассказал «В» Павел Марчук. – У детей поначалу была паника, но наши вожатые быстро их успокоили.
Трудно улыбаться, когда горе
Как признался «В» один из вожатых, то, что случилось, невозможно вспоминать без слез. Но ни паники, ни истерики, говорят студенты, не было ни среди вожатых, ни среди спасенных ребятишек. И страха перед огнем тоже. В те минуты вожатые думали только об одном: «Надо спасти детей». Слишком быстро пламя пожирало палатки, перескакивая с одной на другую, они вспыхивали, как сухая солома. Студенты вывели и вынесли сонных ребятишек за три минуты.
Ребята действовали слаженно: одни спасали, другие вызывали «скорую» и пожарных. Когда огнеборцы примчались, тушить уже было нечего. Из 26 палаток сгорело 20. Остались только металлические каркасы и черные скелеты железных кроватей. Спасенные мальчишки и девчонки сидели в безопасном месте, обнявшись и завернувшись в одеяла. Никто из них не уронил ни слезинки. Наверное, многие тогда не поняли, что произошло. Осознание случившегося наступило утром, когда ребята увидели, что осталось от лагеря, где они собирались весело провести каникулы.
Вожатые работали без отдыха и сна почти сутки – с начала пожара до 24 часов следующего дня. Никто из них даже не прикорнул. Под опекой наших студентов оставались дети в стационарных корпусах, которые также находятся на территории лагеря. Для ребят нужно было организовывать развлекательную программу, как будто ночью ничего не произошло. И вожатые работали, хотя было очень тяжело: трудно улыбаться и шутить, когда ком стоит в горле от горя.
Нам было не до съемок
Вожатые жили в палатках вместе со своими подопечными, поэтому тоже понесли потери. К счастью, только материальные – сгорели ноутбуки, мобильные телефоны, одежда, деньги. Ребята как выскочили из палаток спасать детей в футболках, трико и сланцах, так в них и остались после пожара.
Как рассказала «В» Галина Касьяненко, ощутимую материальную помощь погорельцам оказали бывшие члены «Территории Инициативы», из первых поколений студенческого педагогического отряда, который действует уже 20 лет. Сегодня это уважаемые люди, среди них офицеры, ученые, предприниматели. Они уже давно не студенты, но с «ТИ» связь не прерывают. Низкий поклон им за оказанную помощь.
– Всем вожатым, особенно тем, кто был близко к огню, Хабаровск организовал психологическую помощь. Благодаря этому у ребят прошел первоначальный шок. Нам сказали, что во Владивостоке есть организации, готовые им помочь. Но пока откликнулся только Всероссийский детский центр «Океан». Ребята там пройдут реабилитацию. И мы думаем, что все будет хорошо, – рассказала Галина Владимировна.
Кстати, как рассказал «В» один из очевидцев пожара, некоторые родители, когда приехали в лагерь забирать своих детей, едва ли не со скандалом третировали вожатых, почему они не спасли дорогие вещи их отпрысков – сотовые телефоны, планшеты или айфоны.
На вопрос «В», нет ли случайно у ребят фото горящего лагеря, может, кто на мобильный снимал, ответ был категоричным.
– Нам было не до съемок. Детей надо было спасать. Потом одеть, накормить, дать возможность позвонить родителям, чтобы они приехали и забрали их. Надо было организовать правильное заполнение заявлений, чтобы родители смогли получить деньги за неиспользованные дни отдыха по путевке. Здесь нам очень помогли комитеты образования Солнечного района и Хабаровского края. Пожар случился в половине третьего ночи, а через час представители Солнечного района уже приехали в лагерь, привезли пряники, печенье, чтобы накормить детей, – вспоминает Галина Касьяненко. – Обидно, что все говорят, что никто не знал об этом палаточном лагере. Даже председатель комитета образования Хабаровского края Кузнецова заявила, что она не знала. Как это они не знали? Палаточный лагерь «Холдоми» работает пять лет. Во вторую смену у нас была пожарная тренировка. Приезжала пожарная машина, была игровая тревога, и дети эвакуировались. Поэтому на реальном пожаре все было сделано правильно, – говорит Галина Владимировна.
Кстати, в 2001 году вожатые «Территории Инициативы» спасали во Владивостоке детский оздоровительный лагерь «Юнга» от наводнения. Когда размыло склад с продовольствием, ребята помогали спасать уцелевшие продукты.
Как сообщают СМИ, органами следствия были возбуждены уголовные дела по фактам причинения смерти по неосторожности, оказания услуг, не отвечающих требованиям, и халатности. По решению суда арестованы на два месяца глава одного из отделов ГУ МЧС по Хабаровскому краю Эдуард Новгородцев, директор лагеря «Холдоми» Максим Кузнецов и владелец горнолыжного комплекса «Холдоми» Виталий Бурлаков.
Для установления полной картины пожара вожатых «ТИ» возили на допрос в Комсомольск-на-Амуре – за 40 км от лагеря. Владимира Игнатова еще проверили на полиграфе, то есть на детекторе лжи. Девушек опрашивали на месте.
Судя по расследованию аналогичных ЧП прошлых лет, точка в деле о пожаре в палаточном лагере «Холдоми» будет поставлена не скоро. Между тем губернатор Хабаровского края Сергей Фургал не стал дожидаться выводов следствия. Выступая перед журналистами, он заявил, что по многочисленным просьбам жителей страны будет отмечен подвиг десятилетнего Алексея Мартыненко, который пытался спасти своих товарищей на пожаре в лагере «Холдоми». После пожара он умер в больнице. Мальчику, которого вынес из огня владивостокский студент Павел Марчук, посмертно присвоят звание Героя России.
В минувшее воскресенье в программе «Вести» на канале «Россия-1» показали большой сюжет о пожаре в лагере «Холдоми». И вновь в нем ни слова о роли вожатых из Приморья в этой истории.
Дети спасали детей
– «Территория Инициативы» – замечательная организация. И я очень рада, что моя дочь София в составе этой команды, – говорит мама вожатой из «ТИ» Ольга Лукьянченко. – Она первый год работает в лагере. Все ребята проходят обучение, прежде чем их возьмут на работу. Они знают, как нужно вести себя с детьми, как оказывать первую помощь, изучали технику безопасности. Поэтому на пожаре все делали четко и как нужно. Если бы была паника, жертв было бы больше. Самое главное в этой истории то, что, пока ехали службы, дети спасали детей. И никто из ребят не убежал, не струсил. Вот и все, что должны знать люди.
Сейчас в соцсетях пишут разный бред. Но я хочу сказать этим «знатокам»: вас там не было, поэтому у вас нет права делать выводы. Легче всего рассуждать и осуждать, сидя на диване. По факту ребята-вожатые вели себя очень мужественно и достойно.
Артем, Даша, Соня – вчерашние школьники. Мы месяц назад только отгуляли выпускной. А сейчас на их долю выпал огненный ад. Представляете состояние ребят, когда после пожара они увидели обгоревший труп девочки в первой палатке? Не каждый взрослый через это пройдет. И не каждый взрослый станет рисковать своей жизнью ради жизни другого человека. Знаете, я взрослая, но тоже думаю: смогла бы я поступить так, как моя дочь? Когда все горит, когда так страшно…
О ребятах не вспомнили
– Я считаю, что только благодаря нашим ребятам жертв не стало больше, – убежден Дмитрий Терещенко, его дочь Диана – старшая вожатая отряда «Территория Инициативы». – Когда мы узнали о пожаре, то, конечно, волновались. Потом дочь позвонила, сказала, что она жива и у нее все хорошо. Нас возмутило, что ни одно СМИ не вспомнило о ребятах-вожатых, которые спасали детей.
Сергей КОЖИН