Опубликованный недавно доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей Приморского края за 2018 год констатирует необычайно высокую долю малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте края - около 40% (в среднем по России этот показатель - 20%), что позволяет считать эту категорию граждан основой приморской экономики, сообщает РИА VladNews.
В этой связи стоит обратить внимание на главные, по мнению предпринимателей, проблемы, которые мешают им жить и работать. В ходе опроса 2013 года приморские бизнесмены своей главной проблемой назвали низкое качество государственного и муниципального управления. В 2014 году на первое место в ряду проблем вышли сокращение объе мов заказов и снижение деловой активности; высокие ставки по кредитам и проверки надзорных органов. В 2015 году на вопрос «Что мешает развитию бизнеса» более 75% опрошенных назвали «снижение покупательского спроса», на втором месте (48%) - высокие ставки по кредитам, далее проверки надзорных органов, рост налоговой нагрузки и общее снижение деловой активности (33%). В 2016 году на первое место вышла проблема роста цен и тарифов (86%), за которой расположились «сложность с доступом к кредитным ресурсам» (79%) и «снижение покупательского спроса» (79%). По итогам 2017 года актуальным названы высокие тарифы на электроэнергию и теплоснабжение, высокие налоги, появилась проблема введения и обслуживания онлайн-касс, а также снижение покупательского спроса. Эта же проблема отмечена в 2018 году, вместе с высокими тарифами.
Как видим, главные проблемы малого и среднего бизнеса в крае за шесть лет заметно изменились: качество госуправления волнует их сегодня гораздо меньше, чем тарифы, налоги и падение покупательской способности населения. Комментируя эти результаты, краевой бизнес-омбудсмен Марина Шемилина отметила, что они отражают не улучшение качества работы региональных и муниципальных чиновников, а появление более острых вопросов, требующих немедленного решения. Госуправление и регулирование, вместе с тем, остаются для предпринимателей (не только малых и средник, но и крупных) постоянным источником головной боли: это постоянные изменения в требованиях и регулировании, низкий уровень подготовки чиновников, отсутствие нужных специалистов в некоторых муниципалитетов, длительные сроки принятия решений и неудовлетворительная организация работы подразделений, оказывающих услуги бизнесу. Наибольшее количество жалоб и нареканий от бизнесменов – в вопросах выделения земельных участков, по которым часты обращения в прокуратуру. Эту деятельность, считает г-жа Шемилина, можно существенно оптимизировать в связи с передачей соответствующих полномочий от краевой администрации в муниципалитеты Владивостока, Артёма и близлежащих районов. Например, в рамках модной ныне цифровизации госуслуг было бы полезно создать электронный сервис по подаче и рассмотрению заявок на предоставление участков, который бы позволял заявителям отслеживать процесс прохождения заявок в режиме онлайн, не теряя времени на стояние в очередях.
Но земельный вопрос имеет и обратную сторону, связанную с порядком безаукционного предоставления земли в режиме «Свободного порта Владивосток»: резиденты СПВ, получив этот статус в Корпорации развития Дальнего Востока, имеют право предъявлять муниципалитетам требования о предоставлении им указанных в проекте участков, а при отсутствии заранее согласованных позиций чиновники под любым предлогом отказывают в передаче земли. Такая история произошла недавно в Уссурийске, где резидент захотел получить большой участок парковой зоны в центре города. Администрация наотрез отказалась отдать землю и отправила резидента в суд, хотя по документам участок не был оформлен как парк, и суд вполне может встать на сторону истца. Подобные сюжеты – следствие того, что местные администрации выключены из процесса согласования проектов СПВ, и в результате просто теряют единственный доступный им ресурс, дающий основные налоговые поступления в местные бюджеты. Гарантией от повторения ситуации может стать такая мера, как вхождение чиновников мэрии в состав Наблюдательного совета КРДВ, предложенное администрацией Владивостока.