Приморцы всё чаще расплачиваются за покупки при помощи смартфонов

Платежные Pay-системы не намерены раскрывать данные о количестве и объеме платежей через смартфоны

17:30, 28 марта 2019 Экономика
shopping-3669256_960_720.jpg
Фото: pixabay.com

Переход на оплату товаров и услуг через смартфоны уводит прозрачные некогда отчеты банков в тень зарубежных платежных систем, сообщает РИА VladNews.

Можно лишь ориентировочно выяснить, какое количество транзакций проходит через виртуальные банковские карты, доступные после установки приложений многочисленных PAY-систем, как в целом по России, так и в Приморье в частности.

Приморские эксперты банковского сектора полагают, что подобная позиция продиктована коммерческой тайной и усилившейся конкуренцией. Объемы операций через смартфоны за последние три года  (с 2016 по 2018 гг.) выросли пятикратно. В своем недавнем исследовании Альфа-Банк и сотовый ритейлер «Связной»-«Евросеть» выяснили, что по итогам минувшего года количество транзакций с помощью телефона в России достигло почти 133 млн. Цифра внушительная, учитывая, что мобильные платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay, Android Pay (Google Pay) официально заработали в России только в 2016-2017 годах. Но сами платежные системы против того, чтобы раскрывались конкретные доли своих «Pay».

Исключением, вероятно, послужит запущенная месяц назад отечественная система MirPay. В Приморье в качестве пилотного проекта ее внедрил Россельхозбанк, и подобной системой уже можно воспользоваться.

В конце прошлого года ВТБ также запустил первый эквайринг Alipay на Дальнем Востоке. К сервису, например, подключены гипермаркеты «Самбери» в Приморье.

Также в 2018 году банк предусмотрел в своих терминалах, которые установлены в торговых и сервисных точках, расплатиться смартфоном с системой Huawei Pay для владельцев карт China Union Pay и мобильного телефона Huawei или Honor.

Все терминалы Сбербанка и банка «Приморье» в нашем крае также позволяют расплатиться через China Union Pay. Во всех случаях есть возможность оплатить товары и услуги через свои мобильные приложения на смартфонах, и количество таких операций на Дальнем Востоке и в Приморье в целом через китайские платежные системы растет, в том числе за счет иностранных туристов.

Ажиотаж платежей через смартфоны объясняется и потребительскими свойствами услуги. За 2018 год россияне купили 11 млн смартфонов с функцией бесконтактной оплаты, потратив на это более 300 млрд рублей. Данные операции равносильны оплате по пластиковой карте, вместо набора пин-кода карты при проведении платежа необходимо лишь разблокировать смартфон.

Пока сложно говорить о том, что платежи через «умные телефоны» вымещают оплату через банковские карты. По данным Банка России, в целом за 2018 год в нашей стране было произведено более 32 млрд операций по картам, из них 29 млрд безналичных платежей (т.е. оплаты за товары и услуги банковскими картами в магазинах и сервисных точках, переводов с карты на карту). Разница более чем в 900 раз от количества оплат, произведенных через смартфоны.

В Приморье похожая ситуация. Безналичные платежи действительно растут и получение денег через банкоматы уменьшается. Так, приморцы обратились к банкоматам в 2018 году более 44 млн раз и сняли деньги на общую сумму 419 млрд. руб.

Одновременно, по данным Дальневосточного Главного управления Банка России, общий объём безналичных транзакций, осуществлённых по картам, выпущенным на территории Приморья, достиг 725 млрд руб. Число таких банковских карт увеличилось более чем на 75 тысяч и превысило 3,4 миллиона. На Приморский край приходится почти четверть всех карт, выпущенных на Дальнем Востоке.

Кроме того, согласно информации Центробанка, приморцы совершили более 356 млн  безналичных операций по банковским картам за прошедший год.

Если полагаться на общероссийскую разницу в 900 раз между безналичными расчетами в целом по картам и в частности по смартфонам, то возможно вычислить, сколько платежей и каков их объем проходит через смартфоны в Приморье. Примерно в 2018 году в нашем крае могло быть проведено 394 тыс.операций через различные Pay-системы.

Как пояснили РИА VladNews в пресс-службе банка «Открытие», чаще всего для бесконтактных платежей клиенты используют смартфоны на платформе Android. Таких клиентов в два раза больше, чем тех, кто использует устройства с платформой iOS. При этом, разумеется, рост платежей с помощью мобильных телефонов очень заметен.

С банком «Открытие» со смартфонов, например, работают 75% от всех розничных клиентов. Тогда как средний показатель по банковской системе на начало 2018 года составлял 60%. И в этом случае надо понимать, что учитываются не только бесконтактные оплаты, но и работа с приложением банка, т.е. все точки контакта клиента с банком с помощью смартфона.

Приморском филиале Россельхозбанка также подтвердили подобную тенденцию, действительно, клиенты банка всё чаще расплачиваются за товары и услуги с помощью смартфонов с поддержкой бесконтактной оплаты (NFC), однако для этого к телефону необходимо «привязать» банковскую пластиковую карту. Клиентам Россельхозбанка также доступны платежные кольца PayRing для удобной бесконтактной оплаты. Не зависимо от использования системы подтверждения оплаты, платеж банком проводится как транзакция по карточному счету.

В Приморском филиале РСХБ также посоветовали, что к сервисам ApplePay, SamsungPay, GooglePay можно подключить только карту платежной системы Visa и/или Masterсard, для карт МИР работает система MirPay. Кроме того, любой современный терминал эквайринга будет работать с любой из перечисленных систем и проблем при оплате не возникнет. В Приморье таковых более 32,5 тыс. устройств (по данным www.cbr.ru).