Россияне стали больше знать о защите своих потребительских прав

За последний год с нарушением потребительских прав сталкивался каждый третий опрошенный. Чаще всего респонденты жаловались на продажу товаров с истекшим сроком годности

15:23, 25 марта 2019 Общество
WhatsApp Image 2019-02-20 at 11.56.18.jpeg
Фото: РИА VladNews

Исследование о защите прав потребителей в России провёл Всероссийский центр изучения общественного мнения, сообщает РИА VladNews со ссылкой на ВЦИОМ.

За прошедший год 37% россиян сталкивались с нарушениями потребительских прав. Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 4% россиян, по подсчетам еще 3% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное большинство - 30% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 34%, а среди жителей столиц – 43%.

Респонденты, столкнувшиеся в минувшем году с нарушениями потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров с истекшим сроком годности (47% в 2019 г. против 40% в 2010 г.), ненадлежащее качество товаров и услуг (40%), обсчет и обвес (33% против 46% в 2010 г.), а также некомпетентность и невнимание со стороны персонала (32% против 20% в 2010 г.). Каждый четвертый (26%) респондент сталкивался с необоснованным завышением цен (рост с 13% в 2010 г.). Жители городов-миллионников чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих потребительских прав.

Две трети (69%) россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах. При этом отмечается рост тех, кто знает, в чем заключаются их права как потребителей (с 11% в 2010 г. до 16% в 2019 г.), тогда как доля тех, кому ничего об этом неизвестно, снизилась (с 20% в 2010 г. до 12% в 2019 г.).      

Кроме того, заметно снизилась доля тех, кто не знает, куда обращаться за защитой своих потребительских прав: если в 2010 г. эта доля составляла 38%, то на сегодняшний день – 8%. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в Общество защиты прав потребителей (54%) или в Роспотребнадзор (45%). Каждый шестой (15%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в суд. Реже респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит полиция (11%) или администрация города (10%).