В Приморье ОСАГО по-прежнему невыгодно

Депутат от Госдумы заявил о сомнительном ущербе от автоюристов и провале реформы обязательного автострахования

10:01, 2 марта 2019 Общество
DSC01873.JPG
Фото: РИА VladNews

В  Государственной Думе собираются формировать межфракционную рабочую группу по ОСАГО, а первый зампредседателя комитета по государственному строительству и законодательству ГД объявляет о сомнительном ущербе от автоюристов и провале реформы обязательного автострахования. Представители страховых компаний в неофициальных комментариях РИА VladNews заявляют об аффилированности некоторых представителей депутатского корпуса, а цифры РСА подтверждают снижение страховых премий (стоимости полисов ОСАГО) в стране и в Приморском крае в частности, и не снижающийся напор со стороны автоюристов, нечистых на руку.

Уже больше месяца в стране действует новая редакция указания Банка России № 5000-У о тарифах на ОСАГО. Тарифный коридор базовых ставок был расширен на 20% вверх и вниз, он составил 2746-4942 рублей вместо 3432-4118 рублей.

Приморский край изменения стоимости полиса ОСАГО для частных водителей затронули меньше всего. Как минимум потому, что он по-прежнему является субъектом федерации, где сложно приобрести полис страхования обязательной автогражданской ответственности напрямую, это можно сделать по-прежнему через e-агента. Исключение – покупка полисов КАСКО и ОСАГО совместно. Как отмечает директор филиала «АльфаСтрахование» во Владивостоке Светлана Бердникова, после введение е-агента ситуация по доступности полисов в целом изменилась в лучшую сторону. В компании также считают, что в соответствии с законом все страховщики вполне справляются с задачей обеспечения автолюбителей полисами ОСАГО в токсичных регионах, коим является и Приморский край.

Количество е-полисов в России продолжает расти. В январе наступившего года и в крае их продано 25783 штук (на 8% больше, чем в январе 2018 года). В итоге Приморский край занял 12 место по количеству оформленных электронных полисов ОСАГО в стране. К примеру, Хабаровский край в этом перечне занимает 33 место.

Несмотря на то, что страховые компании напрямую не отвечают о снижении стоимости полисов в Приморье после нововведений в 2019 году, РСА уже назвал 61 регион, где зафиксировано снижение средней премии по ОСАГО и среди них Приморье.

В размере до 1% средние премии стали ниже в Санкт-Петербурге, Московской, Омской, Ростовской, Калужской, Ярославской, Нижегородской, Белгородской, Волгоградской и Тверской областях, Чувашской и Удмуртской республиках, а также в Хабаровском и Приморском краях. А в целом по России средняя премия для легковых автомобилей физлиц снизилась на 1,7% - до 5569 рублей.

Представители крупнейших страховых компаний в комментариях агентству признают, что премии удалось снизить не столько из-за возможной безаварийной езды большей части клиентов, а сколько из-за увеличения стоимости полиса для молодых водителей и снижения цены ОСАГО для опытных автолюбителей в возрасте. В целом, по их мнению, ОСАГО – социальный вид страхования и страховщики – заложники этой системы, которая априори не может быть доходной.

Полный переход на индивидуальный тариф по каждому водителю будет вменен, вероятно, ещё не скоро, поскольку по логике увеличит нагрузку на семью, где пользуются автомобилем несколько человек.

Утверждение депутата Госдумы Вячеслава Лысакова об отсутствии доказательств деятельности автоюристов опровергает статистика РСА, несмотря на то, что в количество судебных решений по ОСАГО в 2018 году снизилось на 20% (по сравнению с 2017 годом) и составило 283 тысяч. То есть дела рассматриваются не в рамках договорных отношений, а по суду, так как одна из сторон не согласна с выплатами, сумма выплат, произведенных по суду, практически не изменилась. По итогам 2018 года она составила 34 миллиарда рублей против 35 миллиардов рублей годом ранее. Нестраховые выплаты (штрафы, пени, неустойки) в 2018 году составили 55% от общей суммы выплат, тогда как в 2017 году были несколько ниже и составляли 53%.  

«Переход на натуральное возмещение и активная позиция властей в отдельных регионах позволила снизить количество страховых судов. Однако сейчас статистика стала гораздо более явно отражать стремление «автоюристов» заработать на судебных делах. Об этом свидетельствуют как возросшая сумма среднего судебного штрафа, так и то обстоятельство, что при существенном снижении количества судебных дел общая сумма выплат по судам осталась почти неизменной», - говорит президент РСА Игорь Юргенс.

По данным Российского союза автостраховщиков, в Приморье одна из самых высоких средних выплат по ОСАГО (на 1 октября 2018 года 96362 рубля, на 32% выше, чем средняя выплата в целом по стране), а также высокая доля судебных расходов в выплатах. Обычно это маркер нелегальных и полулегальных страховых посредников.

В своих комментариях директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах» Карен Асоян отмечает, что целью автоюристов является получение максимальных денежных сумм, которое достигается, как правило, через  создание обстоятельств, препятствующих осуществлению страховой выплаты. Кроме того, такие судебные процессы проводятся от имени физических лиц с целью взыскания штрафа, а в дальнейшем передаются юридическому лицу (конечному бенефициару организованной группы), не говоря о других преднамеренных нарушениях: фальсификации договоров цессии, экспертных заключений и самих ДТП. Таким образом, по данным ряда страховых компаний за прошлый год на каждые 100 рублей собранной премии в Приморье приходится порой 152 рублей страховых выплат, что делает ОСАГО архиневыгодным для страховщиков.