Игорь Пушкарёв ответил на вопросы Тверского суда – в ходе трёх заседаний (25, 28 и 30 января) экс-глава Владивостока перечислил множество фактов, подтверждающих его невиновность и абсурдность обвинений, предъявленных ему, а также бывшему директору МУПВ «Дороги Владивостока» Андрею Лушникову и возглавлявшему ранее ГК «Востокцемент» Андрею Пушкарёву. В ходе допроса, который в общей сложности длился более 15 часов, Игорь Пушкарёв ответил на вопросы по существу предъявленного обвинения, заданныеи адвокатами, и прокурорами, сообщает РИА VladNews со ссылкой на сайт экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва.
Напомним, экс-главу Владивостока задержали 1 июня 2016 года. Тогда ему были предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями, которые позже трансформировались в коммерческий подкуп и взятку. По каждому из этих обвинений Игорь Пушкарёв представил контраргументы - факты, доказывающие несостоятельность обвинений.
В ходе выступления экс-глава приморской столицы напомнил: ГК «Востокцемент» продолжал поставлять строительные материалы для нужд города, несмотря на то, что МУПВ «Дороги Владивостока» не вносило оплату. А в конечном итоге почти миллиардная задолженность была прощена. Игорь Пушкарёв подчеркнул, что своё решение о прощении долга он принял и озвучил сотрудникам холдинга ещё в начале 2011 года. Именно тогда началась подготовка к юридически сложной и кропотливой процедуре прощения накапливающейся в течение нескольких лет задолженности.
По версии следствия, злоупотребление должностными полномочиями заключалось в том, что Игорь Пушкарёв якобы заставлял руководителей МУП «Дороги Владивостока» (в том числе, Андрея Лушникова) закупать стройматериалы у «Востокцемента» по завышенным ценам. Поставки строительных материалов осуществлялись по договору 142/09, заключенному в марте 2009 года.
«В части доводов обвинения о выгодности самого факта хозяйственных взаимоотношений с МУПом для «Востокцемента» (это якобы обеспечивало рынок сбыта для группы компаний), хотелось бы обратить внимание суда на два безапелляционных контраргумента. Не может быть никакой выгодной ситуации, когда покупатель не оплачивает поставленный товар. С таким же успехом можно было бы отгружать стройматериалы на свалку - стабильно и без обмана,- привёл пример Игорь Пушкарёв. - Доля поставок продукции в адрес МУП «Дороги Владивостока» составляла около трёх процентов в общем портфеле «Востокцемента». Это далеко не те показатели, чтобы говорить об обеспечении масштабным рынком сбыта».
В ходе выступления экс-глава Владивостока акцентировал внимание суда на том факте, что в обвинении не сказано, какими конкретно полномочиями он злоупотребил.
«Очевидно, что мои обязанности сформулированы в обвинении в крайне абстрактной форме, что не позволяет мне определить, какой конкретно обязанностью (со ссылкой на статью нормативного акта) из указанных в обвинении я злоупотребил. Кроме того, мне хотелось бы обратить внимание суда на то, что перечисленные в обвинении полномочия не предоставляли мне права давать директору МУПВ «Дороги Владивостока» указание на заключение хозяйственного договора от лица муниципального предприятия и тем более определять цену на закупаемые строительные материалы», - сказал Игорь Сергеевич.
Более того, ни один из свидетелей обвинения – бывших руководителей МУПВ «Дороги Владивостока» не подтвердили заявленную следствием версию. Все они подчеркнули, что никаких указаний от экс-главы о том, где именно и по каким ценам приобретать стройматериалы никогда не поступало.
Пик поставок строительных материалов муниципальному предприятию пришёлся на период подготовки к саммиту АТЭС – 2012. На протяжении нескольких лет во Владивостоке велись масштабные стройки. Игорь Пушкарёв выполнял задачу, поставленную президентом – Владивосток должен был встретить и встретил гостей достойно. При выполнении этой задачи, всё личное отошло для экс-главы на второй план.
«Моей реальной целью было обеспечение бесперебойного функционирования МУП и выполнения главной задачи – подготовки Владивостока к саммиту АТЭС. Именно поэтому я принял решение об отгрузке строительных материалов в адрес МУПа без предоплаты, заведомо понимая, что денег за них «Востокцемент» никогда не получит. Исследования независимых экспертов доказывают, что эта деятельность была выгодна МУП «Дороги Владивостока» и убыточна для группы компаний «Востокцемент». В связи с чем доводы обвинения о том, что Лушников действовал в интересах «Востокцемента» опровергаются,- отметил Игорь Пушкарёв. -Версия следствия о том, что я доплачивал Лушникову Андрею за то, что МУП «Дороги Владивостока» приобретало строительные материалы у группы компаний «Востокцемент» надумана, никакими объективными доказательствами по делу не подтверждается».
Напомним,независимые авторитетные эксперты - представитель международной аудиторской компании «Моор Стивенс» Надежда Наумчик, директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павел Горячкин, член общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Юрий Зеленский и заведующая отделом судебно-экономических, судебно-товароведческих экспертиз филиала по Московской области федерального бюджетного учреждения «Российский федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации» Вера Новикова – провели собственные исследования, которые не оставили камня на камне от экспертизы, сделанной специалистами КГУП «Приморский РЦЦС» (в настоящее время - КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края»).
Именно экспертиза специалистов краевого учреждения «помогла установить» следствию причинение ущерба МУПу в размере 143,6 миллионов рублей. По версии «экспертов» на эту сумму стоимость поставленных «Востокцементом» стройматериалов превышает цену других поставщиков. При проведении экспертизы специалисты учреждения, в уставе которого в принципе не значится экспертная деятельность, изучили лишь половину наименований из поставляемых МУПу строительных материалов, цены сравнили с указанными в сборнике СМЕТА, при этом несколько видов стройматериалов были сравнены с более дешёвыми аналогами. Независимые эксперты из разных ведомств назвали работу специалистов Приморского РЦЦС непрофессиональной и некорректной, а также полностью опровергли её выводы. Представители четырёх авторитетных ведомств заявили: никакого ущерба от взаимодействия с холдингом «Востокцемент» муниципальное предприятие «Дороги Владивостока» не получило. Более того, простив задолженность, убытки от такого взаимодействия получил холдинг. Таким было решение Игоря Пушкарёва, который своими действиями нанес убыток семейному бизнесу, направив огромные суммы личных средств на развитие Владивостока.
«Всё вышеуказанное свидетельствует об отсутствии в моих действиях и действиях моего брата Андрея состава преступления, предусмотренного пунктом 2 частью 2 статьи 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). И остальных преступлений, в совершение которых мы обвиняемся. Когда я избрался главой города, задолженность МУПа перед другими организациями была от 20 до 25 миллионов (в материалах дела есть эта информация). То есть, когда я начал работать, МУП был должником (в том числе, перед «Востокцементу»), убыточным предприятием, которому никто не отгружал продукцию, потому что он не рассчитывался. Когда я покинул пост главы города, МУП заплатило залог по кредиту и все налоги. И до этого 8 лет предприятие работало успешно, выполняя все задачи, включая подготовку Владивостока к саммиту АТЭС», - подчеркнул Игорь Пушкарёв.
Также экс-глава напомнил, что со стороны администрации города никогда не было претензий к МУПВ «Дороги Владивостока». Более того, мэрия привлекала предприятие к дополнительным работам, например, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
«Из убыточного предприятия я сделал предприятие, которое прекрасно работало, численность его работников достигала до 800 человек. С 2016 года МУП живёт и здравствует на тех ресурсах, которые были сделаны. Просто, ничего не делая, получают зарплату, оплачивают текущие налоги и ведут его реорганизацию. Значит, предприятие никакого ущерба не понесло,- заявил Игорь Пушкарёв. - Что касается «Востокцемента», то он только 962 миллиона долга простил, ещё 450 миллионов рублей процентов заплатил по кредитам. Порядка полутора миллиардов рублей отданы городу и просто мной потеряны. Обвинение, предъявляющие, что я получил прибыль на 143 миллиона, завысив цены, не содержит никакой логики, никакого здравого смысла. Как можно простить долг почти на миллиард и получить при этом 143 миллиона?».
В ходе выступления экс-глава Владивостока заострил внимание и на абсурдном обвинении в получении взятки от родного брата Андрея Пушкарёва. Он опроверг доводы и логику следствия и в этом нелепом обвинении.
Игорь Пушкарёв обозначил принципы и организацию работы группы компаний «Востокцемента» как семейного бизнеса, который он основан и продолжал руководство будучи на посту главы Владивостока. Текущее управление экс-глава передал Андрею Пушкарёву, но принципиально важные и стратегические решения всегда оставались за Игорем Пушкарёвым.
«Работа в должности главы Владивостока не давала мне возможности осуществлять текущее руководство группой компаний «Востокцемент», и эти обязанности выполняли назначаемые по моему указанию директора, в том числе и мои родные братья Андрей и Владимир, но ключевые, стратегические решения принимались мною,– подчеркнул экс-глава Владивостока. – Учитывая, что бизнес был создан мною, я продолжал контролировать все доходы, получаемые группой компаний, и единолично распоряжаться ими».
Именно это и позволило обеспечить столь льготные условия для МУПВ «Дороги Владивостока». Поставка стройматериалов осуществлялась по первому требованию 24 часа в сутки, со скидками, при этом отгрузка велась в долг, а товарный лимит постоянно увеличивался. Взаимодействие с муниципальным предприятием всегда было приоритетным. Во время своего выступления Игорь Пушкарёв привёл пример этого. Руководство ГК «Востокцемент» попросило три дня отсрочки для поставки продукции МУПу. За это время холдинг мог заработать несколько миллионов, поставляя стройматериалы компании «Суматори» для строительства туристско-рекреационного кластера «Приморское кольцо» (PrimRing), которая сразу же бы внесла оплату. Однако, Андрей Пушкарёв получил жёсткий отказ: для Игоря Пушкарёва на первом месте были интересы города.
Учитывая это, а также то, что муниципальное предприятие оплачивало едва ли половину стоимости отгруженных материалов, получается: один брат дал взятку другому только для того, чтобы разорить семейное предприятие.
Руководство «Востокцемента» неоднократно напоминало экс-главе Владивостока о постоянном росте задолженности со стороны МУПа, однако свою позицию в отношении муниципального предприятия Игорь Пушкарёв не менял.
«Первый серьезный разговор по этому поводу состоялся зимой 2011 года на заседании бюджетного комитета «Востокцемента» по итогам 2010 года. Задолженность «Дорог Владивостока» тогда достигла 386 млн рублей. Я объяснил всем, что мы не прекращаем поставки в адрес МУПа и не обращаемся в суд, будем поставлять продукцию столько, сколько МУПу потребуется вне зависимости от оплаты»,– рассказал Игорь Сергеевич.
Об этом Тверскому суду сообщили и несколько свидетелей – сотрудников холдинга «Ворстокцемент». Среди которых – заместители генерального директора Жанна Бевза и Андрей Павленко. Так, в ходе своих выступлений они отметили, что в «Востокцементе» существует отлаженная схема работы с должниками, которая регламентируется специальным положением «О работе с дебиторской задолженностью».
Согласно этому положению, задолженность считается просроченной, если превышает два месяца. Спустя 60 дней дебиторская задолженность взыскивается в судебном порядке. Но по решению Игоря Пушкарёва это не распространялось на МУПВ «Дороги Владивостока». Это также подтверждается бухгалтерской документацией, изъятой в ходе обысков, и приобщённой к материалам уголовного дела.
«Как установлено в ходе судебного следствия, задолженность образовалась еще в 2008 году, то есть до заключения договора 142/09, что уже ставило под сомнение получение прибыли от деятельности с МУП «Дороги Владивостока». В последующие годы задолженность постоянно увеличивалась и превысила миллиард рублей»,– напомнил Игорь Пушкарёв.
К слову, именно из-за такой принципиальной позиции экс-главы Владивостока в результате которой взаимодействие с муниципальным предприятием вводило в убытки процветающий холдинг, в 2009 году должность генерального директора ГК «Востокцемент» покинул Виктор Воробьёв.
«Он увидел, что я начал финансировать город,– рассказал Игорь Сергеевич. – У нас на этот счёт были разногласия. Я полностью увлекся городом, чтобы выполнить задачи, поставленные президентом. На взгляд Воробьёва, компания должна была развиваться. Он не мог управлять компанией, которая несла убытки».
На отсутствие корыстного умысла в действиях Игоря Пушкарёва указывает и то, что став главой города и увидев, что технику МУПа продают за долги, он вывел все ликвидные активы: далее предприятие арендовало спецтехнику за символическую плату у другого МУПа. Отсудить в счёт долгов какое-либо имущество стало невозможно – его попросту не было у МУП «Дороги Владивостока». Кроме того, юридически всё было сделано так, что администрация города также не могла отвечать по долгам «Дорог Владивостока».
«Если бы я действительно злоупотребил должностными полномочиями, мне бы явно недостаточно было дать указание заключить договор на поставку продукции в адрес МУП «Дороги Владивостока»,– подчеркнул Игорь Пушкарёв. – Самое главное, что я должен был сделать - это принять меры, чтобы МУП «Дороги Владивостока» полностью оплатило поставленную ему продукцию. Но именно я сделал все, чтобы эта задолженность не была муниципальным предприятием погашена. Эти действия были совершены в интересах города и в противоречие интересам моей семьи. Это еще раз подтверждает то, что, когда я оказывался в ситуации конфликта интересов, я всегда делал выбор в пользу города».
В завершениедопроса, гособвинитель выступил с ходатайством об оглашений показаний, которые Игорь Пушкарёв давал в ходе следствия, в связи с наличием существенных противоречий. Судья ходатайство удовлетворил, текст показаний был оглашён. Однако, среди существенных противоречий только одно, о котором экс-глава Владивостока сказал следующее.
«Мои показания от 1 июня 2016 года, когда меня задержали, практически ничем не отличаются от показаний, которые я дал сейчас. За исключением одного - я действительно управлял компанией «Востокцемент». В этом они отличаются, - отметил Игорь Пушкарёв. - Но никакую другую компанию невозможно было обязать просто подарить городу миллиард. Это мог сделать только я - собственник, это было моё решение».
Напомним, с подробностями о деле также можно ознакомиться на официальных страницах экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва в социальных сетях - Facebook, «ВКонтакте», Instagram, «Одноклассники».