Об азбуке туристической привлекательности Владивостока, о том, куда надо стучатся, чтобы открыли, и о международных перспективах новой столицы Дальнего Востока рассказал начальник управления международных отношений и туризма администрации Владивостока Алексей Кушнир, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу администрации Владивостока.
– 2018 год остался в прошлом. Давайте по традиции подведём итоги. Как бы вы охарактеризовали ушедший год в сфере международных отношений?
– 2018 год стал одним из самых активных в сфере развития международных отношений Владивостока за последние несколько лет, интерес зарубежных партнёров к нашему городу заметно вырос. Я считаю, для этого есть две основные причины. Во-первых, активная позиция администрации к этой сфере. А во-вторых, закон о Свободном порте у нас в 2015-2016 годах только начинал реализовываться, была некая инерция, когда зарубежные партнеры не верили, сомневались в этой инициативе. По прошествии двух-трёх лет все увидели первые реальные плоды, первые, как они любят говорить, success story – истории успеха иностранных и российских бизнесменов. Поэтому, конечно, они активизировались. То есть совпало всё: и активная позиция администрации, и изменение в лучшую сторону отношения иностранных партнеров к Свободному порту Владивосток.
В итоге, в течение 2018 года управление международных отношений и туризма организовало и провело более 90 протокольных и рабочих встреч, среди них треть была посвящена вопросам инвестирования в экономику Владивостока и Приморского края. Это в два раза больше, чем в позапрошлом году. Было несколько интересных презентаций инвестиционных проектов в области строительства, городской среды, системы «Умный город».
– Протокольные встречи в администрации проходят регулярно. Какие результаты приносит эта работа?
– Хочу отметить, что речь шла только об официальных встречах в администрации Владивостока. На самом деле рабочих встреч было в разы больше. Они проходили на полях форумов, саммитов и на других площадках.
Конечно, не всегда можно сразу увидеть практическую пользу от той или иной встречи, но существует поговорка, которая, по-моему мнению, очень отражает этот процесс: пока не постучишь, тебе не откроют. То есть не будет этих встреч - не будет вообще ничего. На каждой встрече либо глава, либо его замы, руководители управлений представляют город – показывают возможности, направления, по которым можно так или иначе сотрудничать с иностранными партнёрами. Поэтому польза, конечно, отложенная, как в любой рекламе. Ведь что по сути эти встречи? Это продвижение, реклама Владивостока, его возможностей.
– Есть ли какие-то приоритетные направления, по которым вы особенно плотно работаете с иностранными партнёрами?
– Для города интересны все направления, и всё пойдёт ему на пользу. Но, конечно, хотелось бы больше внимания, больше инвестиций в какие-то крупные проекты, на которые у администрации города по тем или иным причинам на сегодня нет ресурсов. Например, очень долго и очень много говорят о реконструкции парка Минного городка. Эскизный проект реконструкции подготовлен уже давно, и он очень красивый.
Поэтому мы в этом году (впрочем, как и в прошлом) активно предлагали рассмотреть этот проект. Например, корпорации Лотте и другим зарубежным компаниям, которые занимаются организацией парков. Проект крупный, причем мы всегда приветствуем собственное видение иностранной стороны, особенно если у компании есть большой опыт в обустройстве общественных пространств. Такие проекты по улучшению городской инфраструктуры очень интересны.
В направлении улучшения инфраструктуры очень интересны проекты создания многоуровневых парковок. Все приезжающие сюда делегации отмечают большой траффик, замедленное движение, и все сходятся во мнении, что это проблема. И один из способов решения этой проблемы – строительство многоуровневых парковок. Сейчас многие страны, в том числе Китай, Корея, Япония, имеют хорошие технологии в этой области. Их опыт был бы очень у нас востребован.
Правда, японская сторона только сейчас начала активно интересоваться парковками. Ранее это всё было на уровне заинтересованности. Но в ушеднем году к нам уже приезжала делегация из Института организации парковок. Они специализированно занимаются этой темой. Японские специалисты сами прошли наши центральные маршруты, осмотрели места, которые муниципалитет предлагает для организации парковок. Впрочем, мы предлагали заняться этим вопросом и китайским партнёрам, и корейским. И у тех, и у других есть большой интерес.
– Насколько еще актуален проект владивостоксой кольцевой автодороги (ВКАД)?
– О ВКАДе мы говорили активно в этом году с китайскими партнёрами. Радует то, что этот диалог мы ведём совместно с администрацией края, и в поручениях Правительства РФ по развитию острова Русский этот проект также упоминается. Было принято решение, что этот проект всё-таки больше, чем муниципальный. Поэтому где-то с середины года его начали позиционировать как краевой и даже федеральный. Примечательно, что и губернатор Приморского края Олег Кожемяко во время последней встрече с президентом Владимиром Путиным отметил, что во Владивостоке серьезная ситуация с транспортными развязками и необходимо строить дополнительные переходы, дополнительные мостовые сооружения.
– Пока глобальные переделки - только в планах. Есть ли у Владивостока шанс стать серьёзным туристическим центром в регионе? С развитой туристической инфраструктурой и сферой услуг?
– И шансы есть, и основа есть, и возможности есть. Ведь если вы бывали в ближайших азиатских городах, то, наверное, обратили внимание, что многие из них довольно безликие, много типовых, высотных зданий. У нас, к счастью, исторические здания сохранились. Их бы привести в порядок, между ними привести в порядок дворы-дороги, убрать автомобили, - и получается очень красивый европейский город. Для азиатского туриста – это хорошая возможность поехать недалеко и недорого и увидеть нечто иное, европейский город. У нас для этого есть: А – архитектура, исторический центр; Б – вкусная еда, причем, по сравнению с ценами наших соседей не очень дорого; В – довольно дружелюбные жители Владивостока. Ну и немаловажно, что здесь наши гости получают доступ к европейской культуре. Всё больше туристов посещает Мариинский театр, Приморскую картинную галерею. Когда появятся филиалы Эрмитажа и Третьяковской галереи на Орлиной сопке, думаю, это тоже повысит туристический потенциал Владивостока.
– Интерес туристов понятен, ну а что становится причиной такого высокого интереса азиатских СМИ к Владивостоку?
– Именно собственное лицо города. Причем интерес стабильный, и у всех разный. И если в первые годы о Владивостоке снимали в основном коротенькие обзорные сюжеты, то в последнее время телекомпании, которые сюда приезжают, делают глубокие материалы, погружаются в тему, изучают культуру, особенности города.
Причем приезжают солидные каналы. Так, японский телеканал NHK снял во Владивостоке выпуск знаменитого цикла «Города мира». Программа представляет зрителям город мира через взгляд обычного туриста, который прогуливается по городу. Из российских городов ранее NHK снимали Москву, Санкт-Петербург и Иркутск.
Проявляли интерес и китайские СМИ. Три ведущих издания - «Гуанмин Жибао», «Цинци Жибао» и «Фацзы Жибао» - опубликовали интервью с главой Владивостока. Также в минувшем году во Владивостоке отработал целый десант южнокорейских журналистов. Стал Владивосток и съёмочной площадкой для съёмок видеоклипа популярной японской музыкальной группы «NGT48».
Наше управление оказывает активное содействие иностранным журналистам и творческим объединениям в этой работе. И нам есть что показать. В объективы иностранных СМИ в этом году попали морской и железнодорожный вокзалы, центральная площадь, фуникулер, Владивостокская крепость, видовая площадка Орлиное гнездо, арка Цесаревича, подводная лодка С-56, Приморской сцена Мариинского театра, библиотека «Бук» и другие объекты.
Однако многие объекты туристического смотра нуждаются в дополнительном уходе, да и улицы города тоже. К сожалению, горожане сами порой не готовы к тому, чтобы нести ответственность и любить свой город. Примеров масса. Самый простой: в этом году администрация города проводила масштабные работы по озеленению. В рамках года России - Японии мы высаживали рододендроны и ёлки вокруг мест, так или иначе связанных с историей Японии во Владивостоке.
Что мы видим через некоторое время? Рододендроны, ёлочки выкапывают постоянно. Мне иностранные гости жалуются, что у нас невозможно пройти по тротуарам: если есть хоть один свободный клочок земли, туда обязательно встанет машина. Мусор на острове Русский, на Тобизина выбрасывают также жители нашего города, а потом возмущаются, почему администрация не убирает, почему урн нет. А если пройтись по многим столицам мира, то можно увидеть, что там как раз и нет урн. Просто потому, что люди привыкли не мусорить. И так во многих мелочах. То есть мы сами ещё во многом не готовы взять на себя ответственность за свой город.
В итоге получается, что мы можем вложить кучу денег в развитие инфраструктуры, в озеленение, но до тех пор, пока жители нашего города не научатся ценить то, что сделано, любить свой город, – всё это будет деньгами, выброшенными впустую.
– Возможно, у жителей впереди серьёзная перестройка отношения к городу, ведь Владивосток продолжает активно развиваться. Теперь мы получили столичный статус. Регулярно Владивосток становится площадкой проведения представительных форумов. Так, на острове Русский в четвертый раз прошёл Восточный экономический форум. Какие результаты работы на ВЭФ вы бы отметили?
– В рамках работы ВЭФ мы провели несколько результативных встреч. Среди них встречи с мэрами южнокорейских городов Ульсан и Пхохан, президентом японской организациейсодействия развитию внешней торговли JETRO.
Нам удалось организовать и провести бизнес-диалог «Россия – Республика Корея» на самом высоком уровне. В нём приняли участие президент Торгово-промышленной палаты России, премьер-министр Республики Кореи, заместитель председателя Правительства РФ, заместитель председателя Госдумы, а также мэры городов Пхохан, Ульсан и глава Владивостока.
Также на ВЭФе при активном содействии нашего управления был подготовлен и подписан Меморандум о сотрудничестве с городом Ульсан. Ещё на площадке ВЭФ подготовили проект соглашения об установлении побратимских связей между Владивостоком и Пхоханом. И это соглашение было успешно подписано 9 ноября этого года. Так что в результате у Владивостока появился ещё один город-побратим.
– Почему в последнее время настолько активно развиваются отношения именно с Южной Кореей?
– У нас нет приоритетов по странам, мы рады всем странам и городам, если это имеет реальную основу и может принести пользу владивостокцам. Дело в том, что президент Республики Корея Мун Чжэ Ин провозгласил новую Северную политику. И это очень совпадает с поворотом на Восток, который провозгласил наш президент. После этого количество южнокорейских туристов и бизнесменов, которые интересуются Владивостоком и Приморским краем, резко увеличилось.
Южнокорейский Пхохан очень интересный город, очень активный в своей внешней политике. С Пхоханом мы очень много сотрудничали, когда шла подготовка города к саммиту АТЭС, потому что это крупный металлургический, промышленный центр. И многие из тех материалов, которые использовали на стройках саммита, доставлялись как раз из Пхохана.
Также руководство Пхохана очень заинтересовано в налаживании грузопассажирских линий между Владивостоком и Пхоханом, а также другими городами Кореи и Японии. Нам также хочется, чтобы такой туристический круизный треугольник был создан, и жители Японии, Кореи, Китая и России могли бы в одном из городов сесть на круизный лайнер, проехать три страны и вернуться обратно. Это очень перспективное направление. И статус городов-побратимов, я думаю, сможет нам помочь в реализации этих планов.
– По какому принципу идёт отбор городов, с которыми мы затем выстраиваем побратимские отношения?
– Если проследить динамику установления побратимских связей Владивостока с зарубежными городами, то можно увидеть новейшую историю Азиатско-Тихоокеанского региона. Когда Владивосток только открылся – интерес к нему был очень большой, иностранцев в городе вообще было очень много. Поэтому в первых рядах там были американские города, японские и китайские, конечно. Из южнокорейских городов одним из первых стал Пусан. Но затем мы не всегда могли проследить пользу от развития этих отношений.
Сейчас мы очень тщательно подходим к установлению побратимских связей. И если возникает такой запрос у администрации какого-то города, у какой-либо инициативной группы или у нас, то мы прежде всего смотрим на те совместные мероприятия, которые могут быть сделаны между нашим городами. Эти отношения должны приносить пользу и им, и нам. Нам нужно, чтобы во Владивосток приезжали туристы, приходил бизнес, чтобы шёл активный обмен во многих областях. И, естественно, больше вероятность, что такой взаимный обмен будет лучше работать с городами, которые географически расположены к нам ближе. Также нужно обратить внимание на политическую ситуацию. На сегодняшний день страны Азии не смотря на то, что на Россию наложены санкции, не боятся развивать с нами отношения. Европейские страны сейчас, к сожалению, не так свободны в своём выборе.
– Расскажите об участии Владивостока в крупных международных мероприятиях. Какие события вы бы отметили по их важности, масштабам и реальным результатам?
– В августе этого года делегация из Владивостока приняла участие в Саммите стран АТР, который прошел в Японии. Также очень много глобальных мероприятий проходит в Южной Корее. Хотелось бы отметить и Океанский форум, и Всемирный форум знаний и Первый российско-корейских форум межрегионального сотрудничества. Он действительно первый в истории, и прошёл под личным патронажем президента Республики Корея именно для продвижения Северной политики. И кстати, следующий форум пройдёт в Приморском крае, во Владивостоке.
В Сингапуре состоялось очень интересное мероприятие – «Всемирный саммит городов. Устойчивое развитие». Он был посвящён решению проблем урбанизации, таких как загрязнение, недостаток ресурсов, проблема с утилизацией мусора. И у многих городов есть успешные практики, как эти проблемы решить. На этих встречах удалось завязать очень много контактов с организациями, которые готовы так или иначе помогать, участвовать, делится опытом в решении этих проблем. Уверен, что эти контакты будут востребованы в самом ближайшем будущем.
– В этом году со своих постов ушли несколько генеральных консулов, в иностранных представительствах происходит плановая смена дипломатов. Это как-то отражается на сотрудничестве?
– Как правило, карьерный дипломат работает на одном месте три-четыре года, а затем его отправляют в другой город. И я хотел бы поблагодарить за совместную работу руководителей иностранных представительств. Так, в этом году ушёл генконсул Японии Касаи Тацухико. Он много сделал для развития российско-японских отношений, контролировал все потенциальные совместные проекты, помогал в рамках перекрёстного года России - Японии. Также спасибо за работу хочется сказать генеральному консулу Социалистической Республики Вьетнам Хуинь Минь Тиню, который также покинул свой пост во Владивостоке. Он много сделал, чтобы вьетнамский бизнес проявил интерес к Владивостоку и Приморскому краю. И ему это удалось, в Приморский край зашёл крупнейший вьетнамский инвестор. И сегодня эта компания намерена продолжать инвестировать уже во Владивосток в строительство курортов и отелей. Также хочу отметить, что в этом году у нас планируется появление нового консульства. Своё официальное представительство во Владивостоке открывает Узбекистан. Впрочем, стоит отметить, что все генеральные консулы, аккредитованные во Владивостоке, проявляют очень активную позицию по развитию международных связей. Так, например, в следующем году будет отмечаться 70-летие образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами, мы совместно с генеральным консулом КНР господином Янь Вэнь Бинем приступили к обсуждению планов по празднованию этой значимой даты.
– В завершение нашей беседы поделитесь, пожалуйста, как специалист-международник секретом успешного общения с нашими азиатскими соседями.
– У каждой страны есть свои особенности, которые иногда не совпадают с нашими представлениями о культуре поведения, общения. Одно знаю точно, что протокол очень важен, очень важно уважение к традициям каждой страны. Нужно знать, что способ ведения бизнеса у Японии сильно отличается от Кореи. Это всё нужно учитывать. Но мы самые близкие соседи с огромной совместной историей. И это значит, что мы всё равно будем двигаться вперёд одной дорогой. Но вот универсального ключика к загадочной азиатской душе просто нет.