Из тоннеля имени Сталина выгнали краба

Ремонт близится к завершению

6:03, 5 января 2019 Общество
thumb_308367_news_xxxl.jpeg

Во Владивостоке близится к завершению ремонт железнодорожного тоннеля имени Сталина. Здесь курсировала востребованная населением чуркинская электричка и ездили грузовые поезда. Но почти полтора года назад его закрыли на реконструкцию. И практически сразу горожане и жители пригорода стали интересоваться, когда же откроют тоннель. Железнодорожники обещают завершить его модернизацию к дачному сезону 2019 года. И чтобы показать, как идут работы и что удалось сделать к этому времени, ДВЖД пригласила журналистов в пресс-тур по знаменитому объекту, сообщает РИА VladNews со ссылкой на корреспондента «В».

Тоннель имени Сталина расположен на участке ж/д пути Вторая Речка – Мыс Чуркин. Его длина – 1380,27 метра. Бытует мнение, что эту подземную часть железной дороги строили заключенные – жертвы политических репрессий и уголовные элементы. Но железнодорожники уверяют: тоннель и штольню прорубали в скале военные и комсомольцы-добровольцы. 

Секретное сооружение перешло на гражданские рельсы

Строительство подземной части дороги началось еще до 1914 года и велось с перерывами до 1931 года, а завершилось в 1936 году. Хотя над его входом указана другая дата – 1935 год. По проекту объект предназначался для стоянки бронепоездов и переброски их и тяжелых артиллерийских установок в бухту Улисс в случае возможного нападения противника. В те годы Советский Союз готовился к войне с империалистической Японией. 

Его не предполагали эксплуатировать как обычный железнодорожный тоннель, поэтому многие технические обустройства не были заложены в проект. Но свое предназначение секретное сооружение так и не выполнило. 

Начиная с 1951 года по нему стали курсировать поезда с грузами из портов, расположенных на мысе Чуркина, а после электрификации участка в 60-х годах прошлого столетия – электропоезда пригородного сообщения.

Последний раз капитальный ремонт тоннеля был выполнен в 1960 году. 

К 2007 году, когда руководство ОАО «РЖД» решило реконструировать Владивостокский тоннель, он настолько обветшал, что пускать по нему электрички было опасно. Полностью отсутствовала гидроизоляция, из-за чего cквозь толщину свода и стен беспрепятственно просачивались грунтовые воды, стекали и скапливались в штольне – техническом коридоре, устроенном вдоль тоннеля. Как следствие, на сооружении появились трещины, в том числе и сквозные, некоторые размером до 10 сантиметров по всем стыкам сооружения. Из-за сильной влажности нередко отказывала техника структур, обслуживающих тоннель имени Сталина.

«Разбирая отделку стен в начале сооружения, мы нашли живого пресноводного краба! Как он оказался там и чем питался – загадка. Но, судя по его активности, дискомфорта морское животное не чувствовало. Настолько была велика здесь влажность. Возможно, краб жил не один, но других мы не встречали. Еще на стенах сооружения было много патриотических лозунгов, например: «Коммунисты и комсомольцы, досрочно выполним задание партии!», «Даешь ударный труд Родине!», «Коммунисты, вперед!» и так далее. Были надписи «ДМБ-52», «ДМБ-53», видимо, оставили память о себе солдаты, охранявшие тоннель», – рассказал «В» Николай Борисов, опытный тоннелестроитель. На вопрос, где и сколько километров подземных штольней он проложил за свою трудовую биографию, Николай Иванович отвечает с улыбкой: 

«Проще сказать, где я не строил тоннели».

Ремонт без остановки движения 

Казалось бы, при таких изъянах Владивостокский тоннель надо срочно закрывать и реанимировать. Но администрация Приморья долго не согласовывала вариант реконструкции с его полным закрытием и временным пуском поездов по Корабельной набережной. 

И тогда проектная организация разработала схему, в которой ежедневно для ремонтных работ были предусмотрены технологические окна продолжительностью 15 часов. В это время движение поездов по тоннелю не допускалось. Схему утвердили, согласно ей и проводится сейчас модернизация сооружения. 

Гарантия на 50 лет 

Реконструкцию ведет одно из крупнейших предприятий тоннельной отрасли России – АО «Мосметрострой». Модернизация началась весной 2016 года. Под финал 2018 года выполнены работы по подавлению водопритоков, сооружению гидроизоляции и рабочего слоя тоннеля. Завершаются работы по сооружению водоотводных лотков и монтажу инженерных сетей. Все грунтовые воды собирают специальные каналы в штольне. 

Южный и северный порталы тоннеля, его лицевую часть входов метростроевцы восстанавливали по архивным фотографиям, чтобы все было так, как при товарище Сталине. 

По словам Юрия Прокаева, руководителя подразделения «Мосметростроя», на январь – февраль будущего года запланированы монтаж контактной сети и укладка бесстыкового пути. Рельсы заменят плети длиной 1700 метров, соединенные особым методом, благодаря которому пассажиры не услышат привычного стука колес. В апреле финишируют работы на припортальных участках и порталах тоннеля. Это объекты вооруженной охраны, ограждения площадок и т.д. 

«Сегодня на участке строительства задействованы 202 специалиста и 12 единиц строительной техники: самосвалы, экскаваторы, погрузчики. В смену работают 46 человек. Основные работы уже закончены. Самое главное, решили проблему с отводом воды из тоннеля. Сегодня ее нет. По науке, следующий капитальный ремонт тоннеля должен быть произведен через 25 лет. Но на материалы рабочей отделки, которые мы применяли, гарантия 50 лет. Это наш отечественный безусадочный бетон со специальными добавками, очень высококачественный бетон», – поясняет Юрий Прокаев. 

Он заверил, что при сохранении существующих темпов производства работ ввод тоннеля в эксплуатацию будет осуществлен строго по графику, в мае 2019 года.

Сергей Кожин, газета «Владивосток»

Историческая справка:

Тоннель имени Сталина во Владивостоке длиной 1380 метров начинали строить еще в 1914 году. Затем он был законсервирован и достроен в период с 1934 по 1936 годы. Проектировался подземный путь для маскировки и переброски бронепоездов и тяжелых артиллерийских установок в бухту Улисс при возможном нападении противника. Сооружение не предполагалось эксплуатировать как обычный тоннель, поэтому многие обустройства не были заложены в проект. Начиная с 1951 года по тоннелю курсировали грузовые составы из морских портов, расположенных на мысе Чуркина, а после электрификации участка через тоннель стали курсировать поезда пригородного сообщения.Фотографировать разрешили на всех режимных объектах, в том числе в кабине машиниста.