Январская «Метель» в Приморской филармонии

Метель вмешалась в планы влюблённых и полностью изменила судьбы трёх человек

16:52, 26 декабря 2018 Культура
f1893b7c06a2d1fec890c1289a00aff762759da0.jpeg
Фото: Андрей Михайлов, РИА VladNews

Приморская краевая филармония приглашает поклонников Тихоокеанского симфонического оркестра концертную программу - музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Александра Пушкина «Метель», читает Владислав Яскин. Традиционно январская «Метель» собирает полный зал. В чём уникальность творческого симбиоза поэта и композитора рассказывает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу филармонии.

Двадцатый век подарил нам блестящий творческий диалог Александра Пушкина и Георгия Свиридова. Повесть «Метель» была написана известным драматургом в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта.

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и полностью изменила судьбы трёх человек.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, жизни, особенно близкой Свиридову, стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

Для главного дирижёра и художественного руководителя Тихоокеанского симфонического оркестра, Заслуженного артиста РФ Анатолия Смирнова этот концерт - юбилейный, в новом, 2019 году ему исполняется 60.

Маэстро Смирнов имеет звание Заслуженного артиста России (2008), лауреата премии города-героя Волгограда в области литературы и искусства за 2003 год. Анатолий Смирнов - кавалер ордена «Царицынская муза», «Человек года – 2006». Его имя внесено в «Золотую книгу Волгоградской области» (2007), а так же в «Антологию культуры Волгоградской области» (2012). Анатолий Павлович - член Российского авторского общества.

Вся жизнь маэстро связана с музыкой. С самого раннего возраста он слышал украинские народные песни, так любимые в его родном городе Марганец Днепропетровской области.

«Я родом из Украины, - говорит Анатолий Павлович,- Там поют все. Я не исключение, ведь 33 года своей жизни прожил там. Наряду с Италией, Украина одна из самых певческих стран нашей планеты. Любой праздник не обходится без песен. Песни поют разные, под настроение. Я часто бываю на различных мероприятиях, где поют выходцы из Украины: «Сорочинская ярмарка», Приморский краевой фестиваль украинской культуры «Соловьиная песня». Снимаю шляпу перед своими земляками, которые, находясь так далеко от Украины, очень активно и с большой любовью поддерживают культуру своей далекой родины».

В 20 лет Анатолий Смирнов уже был руководителем музыкального коллектива во время военной службы в Германии. За семь лет было сыграно огромное количество концертов с гастролями по Восточной Германии в городах Берлин, Магдебург, Потсдам, Стендаль, Франкфурт, Росток и во многих других городах и в воинских частях, которые находились в Германии.

После службы он поступил в консерваторию и уволился из армии, а окончил консерваторию как баянист и дирижёр оркестра народных инструментов. Затем был высший музыкальный институт, где Анатолий Павлович получил специальность оперного симфонического дирижера и начал работать дирижёром Львовского академического театра оперы и балета. В послужном списке Анатолия Павловича 15 лет занимает должность главного дирижёра музыкального театра в Волгограде, параллельно дирижёра Волгоградского академического симфонического оркестра. С Приморским краем маэстро связывают почти шесть лет, с 2013 года Анатолий Смирнов - главный дирижёр балета, Приморского театра оперы и балета, ныне Мариинского театра оперы и балета. Почти параллельно Анатолий Павлович стал главным дирижёром ТСО. Кроме того, Анатолий Смирнов более 20 лет отдал преподаванию, в данное время он профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки ДВГИИ.

Анатолий Павлович по знаку зодиака Козерог. Согласно характеристике своего созвездия, работал он очень много, а теперь результат его труда работает на него. Любимое время года – осень. В приметы маэстро не верит, но считает себя фаталистом, уверен, что вся наша жизнь и все наши деяния предопределены «высшей силой».

«Я с детства мечтал быть музыкантом и, к счастью, эта мечта осуществилась. Ещё я мечтал быть лётчиком. Эту мечту осуществил мой старший сын. После окончания Днепропетровского музыкального училища был призван на срочную военную службу и был направлен в Третью танковую армию, в группу советских войск в Германию (ГСВГ). Дивизия, в которой я служил, располагалась в том месте, где до войны находились танковые войска немецкого фельдмаршала Паулюса. Все мы знаем из истории, что эта танковая армия была остановлена под Сталинградом. Об этом нам часто рассказывали на политзанятиях. Наши танки находились в тех же боксах, а мы жили в тех же казармах. Моя дальнейшая творческая жизнь так сложилась, что через несколько лет я был приглашён в город Волгоград (Сталинград) на должность главного дирижера музыкального театра».

Анатолий Павлович любит хорошее кино, но почти не смотрит телевизор и не читает газет, а его настольная «книга» - ноты.

«От фильмов не было таких потрясений как от «Кобзаря» Т. Шевченко и концерта М. Ростроповича, - говорит Анатолий Смирнов. - Я не обращаю внимания на то, что мне не интересно, и быстро об этом забываю. Среди певцов, которые мне нравятся, я бы назвал Владимира Атлантова – это великий русский тенор, я в восторге от творчества Пласидо Доминго. Из эстрадных певцов мне близок Фрэнк Синатра, британская поп-группа «Би Джиз», сэр Элтон Джон. Из музыкальных впечатлений – самое сильное впечатление сольный концерт Мстислава Ростроповича в 1974 г. в зале музыкального училища им. М.И. Глинки в г. Днепропетровске. Особый след остался от исполнения седьмой симфонии Д. Шостаковича оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в 2007 г. на сцене Воронежского театра оперы и балета. Быть просто зрителем, для меня, наверное, трудно. Будучи зрителем, всегда получаешь какие-то эмоции. И всегда хочется, чтобы эти эмоции были сильными, положительными, направленными на душевное развитие человека, а не просто на развлекательность. Наверное, поэтому практически не смотрю телевидение. Великий французский комедиограф Жан-Батист Мольер говорил, что развлекая нужно воспитывать. (Развлекая, поучай) И я всегда задаю себе вопрос. На наших концертах получают ли зрители те эмоции, которые они хотят получить? Каждую программу нашего концерта стараюсь подобрать и подготовить так, чтобы наши слушатели получили максимум эмоций и хороших впечатлений. Я считаю, что «Звёздность», наверное, в некоторой степени болезнь, в некоторой степени распущенность. Представить М. Ростроповича в «звёздной болезни», наверное, невозможно, потому что это великий человек, который ежедневно очень добросовестно делал своё дело, как и многие другие, которым эта «звёздность» не грозит».

И то, о чём мечтал Анатолий Павлович, несколько лет назад, уже объехавший с гастролями полмира, сбылось, вместе с Тихоокеанским симфоническим оркестром, маэстро стал много гастролировать. Теперь музыкантам рукоплещет Южная Корея, Китай и Япония.