Всероссийский детский центр «Океан» делает прозрачным выдачу путёвок

Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика» и директор ВДЦ «Океан» Андрей Базилевский - в интервью РИА VladNews

10:00, 20 декабря 2018 Интервью
734580b49d6ba092f3505cffc9752248790e8533.jpeg
Фото: Сергей Тарасов, РИА VladNews

Распределение путёвок в детский центр «Океан» всегда вызывало много вопросов. В ближайший год руководство всероссийского детского центра запланировало автоматизацию административных процессов, связанных с распределением путевок. Редакция РИА VladNews решила выяснить, как планируемая программа автоматизации повлияет на процессы конкурсного отбора детей в одном из крупнейших детских лагерей России.

Над разработкой концепции конкурсного отбора и планирования распределения путевок для «Океан» работал Научно-производственный центр «БизнесАвтоматика», который имеет большой экспертный опыт в автоматизации детских центров.

Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика» и директор ВДЦ «Океан» Андрей Базилевский поделились ключевыми итогами работы в интервью РИА VladNews.

- Роман, скажите, Дальний Восток сегодня - одна из приоритетных для правительства территорий в плане развития и инвестиций. Какие препятствия встают на пути успешного развития ИТ области в регионе? 

- Роман Дзвинко: Дальневосточный регион располагает уникальным набором конкурентных преимуществ. Особое внимание здесь уделяется инфраструктурным и инвестиционным проектам, реализация которых сама по себе дает мощный заряд экономике макрорегиона.

Главными проблемами, сдерживающими развитие Дальнего Востока, являются многолетний масштабный отток населения и связанный с ним дефицит трудовых ресурсов. Развитие цифровой экономики требует мощного кадрового резерва, а также создания зон свободной торговли для ИТ-компаний. Как только эти проблемы будут решены, высока вероятность того, что «цифровые» технологии направят регион в русло прогрессивного будущего и станут локомотивом экономики региона.

- Расскажите о вашей совместной работе с детским центром «Океан», для которого вы создавали концепцию для распределения путевок. Какие плюсы ожидает детский центр при ее реализации?

- Роман Дзвинко: В рамках сотрудничества с руководством детского центра «Океан» мы вели разработку двух концепций с целью формирования полной картины автоматизации процессов конкурсного отбора и планирования распределения путёвок в детском центре.

Специалистами компании был проведен комплексный анализ и оценка текущих регламентных процессов учреждения, а также анализ практики распределения путевок в рамках выделенных квот.  На основе составленного отчета был разработан математический алгоритм, реализующий автоматический расчёт рейтинга, а также отчетную информацию по кандидатам и их достижениям.

Концепции также предполагают разработку и внедрение педагогических технологий, позволяющих получить качественно новые образовательные результаты, соответствующие современным вызовам, а также создание условий для воспитания поколения людей с инновационными установками.

Помимо этого, при реализации концепций, система будет существенно экономить временные ресурсы на сбор и анализ информации, не говоря уже о повышении прозрачности и доступности путевок для детей из простых семей.

- «Океан» - детский центр федерального уровня. Что бы Вы как специалист предложили еще внедрить в Центре на уровне современных технологий? Насколько цифровые технологии необходимы для дополнительного образования?

Роман Дзвинко: Сфера дополнительного образования, в частности, детские центры должны   адаптироваться к новым социально-технологическим реалиям, признавая, что технологии могут быть эффективным и современным средством обучения.

По моему мнению, использование цифровых ресурсов в дополнительном образовании является необходимой мерой для успешного развития ребенка.

«Цифровых» инструментов для образовательных учреждений сегодня достаточно много.

Достижения в области машинного обучения и искусственного интеллекта дают нам возможность автоматизировать практически все аспекты деятельности детских центров. И тут решение остаётся за руководством лагеря, насколько они считают необходимым и уместным внедрять те или иные технологии. А мы со своей стороны считаем необходимостью делиться накопленным опытом и вкладывать свои силы в развитие сферы образования в России.

- Считаете ли вы, что автоматизация в образовании, в том числе и в дополнительном образовании может повлиять на сокращение рабочих мест или наоборот? Например, если говорить о профессии преподавателя?

Роман Дзвинко: Большинство административных сотрудников в учебных заведениях, как правило, перегружены работой, и технологии могут играть эффективную роль в уменьшении количества рутинных задач.

К слову о профессии учителя, хотелось бы процитировать ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова: «Учителя теперь не должны тратить время на повторение материала и проверку заданий, но они должны быть широко образованными, иметь проектно-ориентированное мышление и действовать как личные тренеры».

- В целом на Дальнем Востоке какие ещё объекты, компании, вас привлекают? 

Роман Дзвинко: Компания вышла на рынок Дальнего Востока несколько лет назад. Сегодня у нас в портфеле имеется ряд значимых проектов в данном регионе. Идет активное сотрудничество с логистическими компаниями, а также работаем над рядом проектов по поддержке уже разработанных систем для министерств и ведомств края.

Интерес к Дальневосточному региону у нас только растет, именно этот регион может предоставить возможности для увеличения проектного опыта для IT компаний, тогда как рынок европейской части России практически полностью насыщен.

Бизнес в этом регионе достаточно созрел и многим компаниям необходимы соответствующие технологии для совершенствования своих бизнес-процессов.

- Можете дать совет всем руководителям, которые ещё думают, надо или нет внедрять процессы автоматизации, насколько это облегчает развитие компаний?

Роман Дзвинко: Рыночные отношения в России развиваются достаточно интенсивно. Поэтому на сегодняшний день невозможно реализовать долгосрочные планы, оставаясь в рамках прежней системы управления производством предприятия. Ведь любой бизнес периодически требует разработки и применения новых технологий. «Цифровые» инструменты помогают нам не только совершенствовать бизнес-процессы на предприятиях, но и значительно облегчить их деятельность.

- Андрей Александрович, система автоматизации, прежде всего, позволяет улучшить систему конкурсного отбора детей?

А.А.: Существующая система подбора детей на тематические смены никогда не исключала человеческий фактор. Внедрение автоматизированной системы позволит не столько улучшить систему отбора – её можно совершенствовать бесконечно. Однако, она позволит гарантировать прозрачность процедуры. Звучит сложно, но механизм максимально прост: отбор детей должен строиться на основании принципа поощрения достижений и успехов ребенка. Уже сейчас мы ведём тщательную работу с регионами, и система АИС путёвки дополнит накопленный опыт на качественно новом и современном уровне. 

В «Океане» с детьми ведётся научно-исследовательская деятельность, и если говорить о том, что же мы получим в результате внедрения автоматизированного распределения, то это однозначный факт: старания конкретного соискателя на путёвку, который готовит портфолио, будут оценены по достоинству.

Несмотря на то, что система продажи путёвок едина для всех детских центров, ВДЦ «Океан» проводит определённые программы, на которые участники приезжают коллективами. Именно такие ситуации и требуют особого подхода: создания группового типа путёвок.

- Чем особенно эта система будет полезна для родителей? Детей?

А.А.: Для многих родителей поездка ребенка в «Океан» одновременно ситуация гордости и ситуация тревоги.  АИС предоставит особенные преимущества для юных пользователей. Самостоятельность подбора портфолио, его формирование создаёт для ребёнка ситуацию успеха ещё на моменте подачи заявки в детский центр. К тому же, у пользователей появятся личные кабинеты, и это упростит процесс регистрации – в том числе на тематические смены.

- Распределение путёвок всегда вызывало много вопросов. Данная система снимет их все?

А.А.:  АИС путевка безусловно не является панацеей от всех проблем. Компьютер, как любой механизм, имеет свойство временно выходить из строя. И, конечно, решая вопрос «беспристрастности» выбора, мы гипотетически создаём поле вопросов к самой системе: насколько надёжна, стабильна в работе, удобна для оператора? Мы стремимся внедрять самые лучшие, передовые технологии. Внедряя новый механизм, мы надеемся и верим, что множество вопросов по распределению путёвок будущих «океанцев» отпадут сами собой. Мы тщательно протестируем режим программы. Это даст возможность понять, какие моменты требуют доработки.

Система автоматизации процесса реализации путевок в «Океане» будет проходить с применением математической модели при проведении расчетов рейтинговой системы.

- Какие есть риски при внедрении Системы?

А.А.:  Как и в любой информационной системе, внедряемой впервые, самый большой риск связан с человеческим фактором. Система новая и незнакомая нашим сотрудниками. Несмотря на то, что по техническим параметрам программа самообучаемая и включает в себя элементы искусственного интеллекта, сначала пройдёт обучение персонала, который будет работать с этой системой. Но в таких ситуациях главное желание, поэтому мы легко справимся с предстоящими трудностями.

- Считаете ли вы, что это одна из ваших инициатив, чтобы центр становился инновационнее и современнее?

А.А.: «Океан» идёт в ногу со временем, поэтому мы стараемся следовать актуальным тенденциям. В этом году Центр принял 17 000 детей. Идёт строительство новой круглогодичной дружины «Галактика». Количество принимаемых детей будет увеличиваться, и автоматизированная система поможет эффективно распределять путёвки, учитывая специфику каждой программы.