Прогуливаясь по любому городу мира, повсеместно можно увидеть разные памятники, бюсты и статуи. Они – отличное украшение места и возможность отразить местную культуру, историю или особенности. Выглядят они, конечно, привычно и просто, но так ли на самом деле всё легко?
Скульптуры создают из самых разных материалов – воска, глины, камня, металла, дерева и многих других материалов. И если задуматься, то изваяния уже становятся «сложнее». Корреспондент РИА VladNews Дарья Наумец в рамках проекта «Попробуй на себе» решила проверить – насколько это сложно – быть скульптором и создать шедевр.
Моим учителем стал известный приморский скульптор, член Союза художников России Георгий Шароглазов. Первым делом он усадил меня пить чай с мороза. Во время беседы оказалось, что он видел мой предыдущий сюжет, где я училась рисовать, и похвалил меня, как новичка.
Георгий Фёдорович во время беседы рассказал, что скульптор – сложная работа, поэтому в этой сфере почти не бывает женщин.
«Мои коллеги говорят, что скульптура – не искусство, а работа. Это правда так, тяжёлый физический труд. А ещё скульптура – это длительный поэтапный процесс», - подчеркнул мой учитель.
Он также мне рассказал, что первым делом создаётся эскиз – рисунок, с которого всё начинается. Потом создаётся уменьшенная в четыре или пять раз копия - рабочая модель, а затем всё переносится «в реальный мир», и для начала создаётся каркас, то есть «скелет» будущей скульптуры, на который потом наносится необходимый материал, например, глина. Вот с ней-то мы и будем работать в этот раз.
Вообще, глину необходимо подготовить – помять, но Георгий Фёдорович сделал это до моего прихода, чтобы не тратить лишнее время на это. Он мне сразу сказал, что скульптуру с нуля я не буду создавать, так как это очень долго, поэтому я буду работать с объектом в процессе – памятником «Героям-Землякам», который он поставит у себя на родине, где он родился, на месте предыдущего рухнувшего. Кстати говоря, восстанавливает скульптуру он за свой счёт, и это, надо сказать, удовольствие недешёвое, поэтому земляки, друзья и жители Владивостока помогают ему финансово
Мы приступили к работе: начали снимать плёнку, которой укутан солдат. Она нужна, чтобы он не высох, и с ним можно было работать. После – нужно тщательно полить всю скульптуру, чтобы к глине можно было прилепить другие кусочки глины. Мне вручили специальную «лейку», и я несколько раз пролила всего солдата. Главное в этом деле – не лить воду на одно место.
«Все скульпторы не любят это занятие: представьте, скульптуру нужно поливать каждый день, а порой и несколько раз в день, а ведь они бывают самыми разными по размеру. Я уже столько воды вылил на этого солдата…», - рассказал Георгий Фёдорович.
Затем мне вручили подготовленную глину, нож и куртку вместо фартука, чтобы я не испачкалась. Глину нужно было нарезать на куски, с чем я успешно справилась. Потом мы с моим учителем вооружились деревянными молотками и начали делать прокладку. Сильным и резким движением руки и молотка наносится нарезанный кусок глины, а затем начинается его «прилепливание» к основной фигуре. Для этой работы требуется применение физической силы, и через минут 15 я начала немного уставать.
Затем мне вручили специальный деревянный ножик – стеку, которой я наметила лямку от оружия солдата, ей же при работе с небольшими участками я снимала лишнюю глину и убирала в другое место.
Когда я работала с головой, то моим инструментом стали руки. Тут нужно было аккуратно размазывать глину пальцами, но при этом тоже применять небольшую силу – только что прилепленный кусок не должен был потом отвалиться.
Таким образом, я успела наработать объём на руке солдата, немного на спине и ноге, совсем чуть-чуть сделала лямку, а ещё поработала со скулами, бровями, носом и губами. Всё время Георгий Фёдорович говорил, что у меня получается хорошо и что я «соображаю». Было приятно слышать такую похвалу от мастера своего дела, учитывая, что девушки почти не занимают такой работой.
После того, как мы закончили весь нарезанный кусок глины, мне нужно было ещё раз полить солдата, а затем – снова его укутать, чтобы он не засох.
После того, как Георгий Фёдорович закончит глиняного солдата, мастер с него снимет форму – кстати, форматор – отдельная и редкая профессия. По этой форме можно будет сделать гипсовую модель, по которой можно изготовить две фигуры в твёрдом материале (бетон или бронза).
В ближайших планах корреспондентов РИА VladNews – нарисовать граффити, попробовать на себе боевое искусство айкидо, сотворить новогоднее чудо… Но не будем раскрывать всех секретов – следите за новостями.