Андрей Лукаш: Джаз – искусство самовыражения без шаблонов

Известный приморский трубач и руководитель джаз-бэнда «Премиум» – в интервью РИА VladNews

17:40, 7 декабря 2018 Интервью
45854278_2422453967770818_1149365649642881024_o.jpg
Фото: Дмитрий Мотовилов

Андрей Лукаш, виртуозно играющий на трубе, уже давно известен поклонникам джаза как один из ведущих музыкантов Дальнего Востока. Помимо сольных выступлений он является руководителем джаз-бэнда «Премиум» с 1993 года и постоянным участником международных джазовых фестивалей во Владивостоке, выступает в составе оркестра штаба Тихоокеанского флота. О том, откуда возникла любовь к джазу, к чему призывает его труба, об интересных музыкальных проектах и многом другом лидер «Премиума»  рассказал в интервью корреспонденту РИА VladNews.

- Андрей, у вас музыкальная семья, в частности мама – дипломированный аккордеонист. Почему вы выбрали для себя трубу, и с чего началась ваша любовь к джазу?

- Во многом благодаря именно маме я получил пропуск в мир музыки. Дома у нас было пианино, и я, будучи ещё маленьким ребёнком, уже пробовал что-то играть. Когда я пошёл в школу, мама наняла мне репетитора по классу фортепиано, чтобы осваивать музыку на профессиональном уровне. Чуть позже я записался в музыкальный кружок при Доме пионеров, руководитель которого предложил мне попробовать силы в духовом оркестре. Занятия были мне в удовольствие, я старался никогда их не пропускать. Сначала я играл на теноре. Партия, которую я исполнял на нём, хоть и не была солирующая, но очень нравилась мне своей гармоничностью, имела некое обыгрывающее свойство в общем звучании. Когда нужно было выбрать основной инструмент для себя, я решил, что это будет труба – мелодия и тема оркестра. По характеру труба – яркий солирующий инструмент, несущий в себе какой-то призыв, обладает огромной музыкальной силой. Джаз и труба связаны неразрывно, они как-то одновременно пришли в мою жизнь.

- Кто из великих джазовых исполнителей повлиял на ваше становление как музыканта? 

- Я думаю, все понемногу оказали какое-то свое влияние. Луи Армстронг, конечно, стоит в числе первых. Трубачи в оркестре немецкого композитора Джеймса Ласта также вызывали у меня искреннее восхищение. Американский джазовый исполнитель Майлз Дэвис с его новаторством, сделавший прорыв в джазе. Я старался учиться у многих талантливых музыкантов, слушал записи, делал импровизации.

- Ваша музыкальная карьера связана с такими именами как Олег Лундстрем, Александр Фишер, Вячеслав Захаров. Работа в каких музыкальных проектах запомнилась вам больше всего?

- Очень приятные воспоминания у меня связаны с Александром Фишером, одним из ведущих солистов оркестра Олега Лундстрема и ансамбля «Аллегро». Мы с группой «Человек» пригласили его во Владивосток, Александр приехал со своей трубой к нам в ресторан прямо с вокзала, сыграл свой неповторимый джаз, затем были совместные выступления в музыкальном училище и филармонии. Яркие воспоминания также вызывает у меня концерт с Вячеславом Захаровым и известным американским дирижером и музыкантом Мартином Пьецухом, который в своё время возглавлял президентский оркестр в США. Он несколько раз приезжал во Владивосток, и мы делали совместные проекты. Огромное влияние на мою жизнь оказала группа «Человек», с которой мы объездили весь Приморский край с уникальной программой, построенной на разностилевых композициях, начиная с известных джазовых композиций до авторском программой. Творческая студия «Человек» являлась некоммерческой организацией, объединившей в себе музыку, спорт и науку, неоднократно организовывала «Дни культуры» во Владивостоке и международные джазовые фестивали «Jazz By The Ocean». Я считаю, что это был уникальный проект, и знания, полученные в этой студии, до сих пор помогают мне быть сильным в трудных жизненных ситуациях.

- Вы являетесь руководителем джаз-бэнда «Премиум», выступаете в составе оркестра Тихоокеанского флота, также ведёте концертную деятельность как солист. Для вас быть солистом и ансамблистом – одинаково по ощущениям?

- Это две абсолютно разные позиции, и они обе мне нравятся. Всё зависит от музыки, которую ты играешь. Когда выступаешь сольно, все смотрят только на тебя, и в отличие от оркестра, спрятаться не получится (смеётся). Главное, чтобы было, что сказать людям.

- Ваш музыкальный коллектив неоднократно принимал участие в ежегодных джазовых фестивалях во Владивостоке. Какой джаз вы выбираете чаще для подобных выступлений – современный или традиционный?

- Я выступал на джазовых фестивалях с разными музыкантами, если брать игру с джаз-бэндом «Премиум», то это больше традиционный джаз, его истоки, потому что сам коллектив напоминает диксиленд. В 2017 году мне захотелось посвятить выступление  Майлзу Дэвизу, звучали мелодии из его репертуара, соответственно музыканты были другие.   

- Есть ли у вас любимые джазовые темы?

- Джаз – искусство самовыражения, здесь нет никаких шаблонов. Мне нравятся красивые звуки, и когда я слышу такую мелодию, то хочу её повторить или сочинить свою. Вообще все красивые темы играются с любовью, без неё не обходится ни одно произведение, которое ты исполняешь. Для меня невероятно красиво звучит труба Луи Армстронга в его знаменитом «Wonderful world», я люблю играть «Как высоко луна» Моргана Льюиса и Нэнси Хамильтона,  «Take Five» Дейва Брубека. В плане исполнения для меня интересны философские мелодии Сергея Ерёмина «На путях» и «Давайте подумаем», в них чувствуется глубина авторской мысли.

- У вас есть музыкальные композиции собственного сочинения. Что вдохновляет на их написание?

- В первую очередь это желание отобразить мир так, как ты его понимаешь. Когда живёшь музыкой, у тебя есть силы играть.

- Насколько важен для вас контакт со зрителем, и что вы хотите дать ему с помощью своей музыки в первую очередь?

- Без зрителей невозможно обойтись. Когда ты нужен людям, это чувствуется, и когда ты готов им что-то дать, возникает обратная связь. Это своего рода массаж души. Я пытаюсь вложить в звук свою душу, чтобы люди его запомнили, их это зацепило, и им хотелось услышать его вновь. Каждая мелодия несёт какую-то информацию, важно суметь донести её до зрителя. Я хочу, чтобы люди выходили с моего концерта наполненные созидательной энергией.

- Есть ли какое-то место, страна или город, в котором вы мечтаете сыграть и почему?

- Я придерживаюсь мнения, что не место красит человека, а человек – место.  

 - Ваш личный джаз – какой он?

- Он берётся из образов и несёт в себе красоту звука, это сочетание тембра, техники, ритма, взаимопонимания среди музыкантов. Я считаю, что все музыкальные инструменты в ансамбле по-своему красивые, каждый выполняет определённую функцию, так же как и каждый человек в жизни несёт свою миссию.

Дарья Харина