Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Коно не комментирует переговоры о Курилах и по мирному договору с Россией, чтобы не провоцировать их жителей южной части островов. Так министр объяснил свой уход от ответов на ряд вопросов. Такое заявление было сделано в среду, 5 декабря, на заседании комитета по внешней политике нижней палаты парламента страны, сообщает РИА VladNews со ссылкой на ТАСС.
«Если посмотреть на реальные обстоятельства у тех, кто там проживает, то я считаю, что может последовать очень чувствительная реакция. Это не будет способствовать ускорению переговоров. Поэтому я хотел минимизировать эту реакцию», - сказал министр.
В конце ноября в ходе дебатов в парламенте Коно несколько раз не отвечал на вопросы, касающиеся переговоров с Россией. Так, он не назвал южные Курильские острова «исконными японскими территориями», как обычно именуют их члены правительства страны и официальные японские лица. Кроме того, министр ушел от ответа на вопрос, готово ли правительство Японии пообещать, что американские военные базы не появятся на этих территориях в случае их передачи японской стороне.
Напомним, 14 ноября президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились об активизации российско-японских переговоров о заключении мирного договора на основе Совместной декларации от 19 октября 1956 года. В ней было прекращено состояние войны между двумя государствами, восстановлены дипломатические и консульские отношения. В девятой статье декларации советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды с условием, что фактический их переход под контроль Токио будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами обоих государств 8 декабря 1956 года.
В ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.