Умный город Владивосток: первые результаты и идеи на будущее

Высокие технологии так прочно и уверенно вошли в нашу жизнь, что воспринимаются уже как само собой разумеющееся

5:35, 16 октября 2018 Общество
Безымянный.jpg
Фото: vlc.ru

Умный город. Понятие, ставшее нарицательным, сегодня мало у кого вызывает улыбку. Высокие технологии так прочно и уверенно вошли в нашу жизнь, что воспринимаются уже как само собой разумеющееся. Видеокамеры в общественных местах, безналичная оплата в транспорте, датчики света в подъездах – это и многое другое сегодня принято называть умным городом и никак иначе, сообщает РИА VladNews со ссылкой на администрацию города.

«Понятие «умный город» существует в мире уже лет 10, – рассказывает Евгений Вековшинин, начальник управления информационно-программного обеспечения администрации Владивостока. – Лидером этого направления считается наш близкий сосед Южная Корея, где умных городов достаточно много. Один из них Пусан. Также примерами таких городов можно назвать Барселону, Париж, Москву, Тель-Авив. Стремится стать по-настоящему умным городом Сочи».

Во Владивостоке установлены первые умные светофоры.

Что же такое умный город? Специалисты говорят, что это подразумевает использование для его управления и развития самых передовых информационных технологий. Отрасли, которые улучшают технологию умного города, включают в себя государственные услуги, управление транспортной сетью, рациональное использование энергии и воды, здравоохранение, сельское хозяйство, утилизацию отходов.

«Говорить о том, что «умный город» - это система, было бы не совсем верно, - считает Евгений Вековшинин. - Это, скорее, философия. Строгих рамок здесь нет. При этом существует указ президента о развитии цифровой экономики, и во Владивостоке этому уделяют особое внимание. Что-то из элементов умного города в краевой столице уже давно и успешно работает, а что-то еще только предстоит сделать».

Видеонаблюдение

Одним из элементов умного города во Владивостоке сегодня можно назвать систему видеонаблюдения. Только в этом году в различных районах краевого центра было установлено около 30 видеокамер на общую сумму более 4 миллионов рублей. Они работают в скверах, парках, подземных переходах, на важных перекрестках дорог. Несколько камер установили по решению штаба по борьбе с непогодой – на самых проблемных дорогах, чаще всего с крутым уклоном.

Этой осенью на базе муниципального предприятия «Содержание городских территорий» начал свою работу современный ситуационный центр, где на больших экранах специалисты в реальном времени отслеживают дорожную ситуацию в городе.

Владивосток: тысячи автомобилей.

Все камеры (во Владивостоке их больше 700) выведены на пульт УВД. Часть из них в рамках различных программ установлена городскими властями, часть – краевыми, много камер частных. Вся их работа направлена на профилактику борьбы с терроризмом и вандализмом, предотвращение преступлений и увеличение раскрываемости правонарушений, а также снижение аварийности на дорогах.

Утилизация отходов

«Есть интересный проект по установке камер в местах незаконной свалки мусора, - продолжает Евгений Вековшинин. – Зачем он нужен городу? Поясню. Сегодня в Интернете можно увидеть сотни объявлений о вывозе мусора. И его действительно вывозят, только в неположенные места. Таких стихийных свалок в городе около 60. В этом году мы установили своего рода фотоловушки для нарушителей, выбрав два наиболее популярных у них места складирования отходов – улицы Карьерную и Бархатную. Идет машина – камера ее фиксирует. На Карьерной сброс мусора прекратился. Работа камер на Бархатной продолжается, номера машин отлично читаются и передаются далее для принятия мер. Есть задумка создать специальный портал, выкладывая там снимки нарушителей».

Умные светофоры

Безусловно, элементом умного города можно считать внедрение во Владивостоке системы умных светофоров. Приморская столица стала третьим городом в России после Москвы и Воронежа, где реализуется этот совместный российско-японский проект. Местом установки первых умных светофоров стал перекресток улицы Русской и проспекта 100-летия Владивостока, один из самых загруженных в городе.

О внедрении проекта во Владивостоке договорились глава города Виталий Веркеенко и руководитель направления продаж оборудования по регулировке дорожного движения «Киосан Электрик» Хомма Ясухико. В ходе детальной проработки проекта специалистами был определён критический с точки зрения проблематики движения участок краевого центра.

Во Владивостоке установлены первые умные светофоры. 

«Ожидаем, что система поможет снизить здесь транспортные заторы. Опыт Москвы показывает, что установка адаптивной системы позволяет сократить время прохождения перекрёстка на 40 %», - говорят в компании «Киосан Электрик».

В случае успешной реализации пилотного проекта масштаб внедрения системы умных светофоров может быть увеличен и такие технологии появятся и на других участках владивостокских дорог.

Общественный транспорт

Еще один элемент умного города – внедрение на общественном транспорте оборудования системы ГЛОНАСС. Она удобна как для властей, которые контролируют выход транспорта на маршруты, так и для граждан, которые могут планировать свои поездки, используя мобильное приложение. По мнению Евгения Вековшинина, система замечательно зарекомендовала себя на общественном транспорте Санкт-Петербурга. А значит, у Владивостока есть, с кого брать пример и чей опыт перенимать.

Еще один город, у кого есть чему поучиться, - безусловно, Москва. И приморская столица будет перенимать столичный опыт организации дорожного движения, в том числе общественного транспорта. Об этом стало известно в июне этого года по итогам визита Виталия Веркеенко в Московский центр организации дорожного движения. Для самого автомобилизированного города в России этот вопрос - один из самых важных, подчеркнул тогда глава города.

Так работает Московский центр организации дорожного движения.

Безналичная оплата проезда – еще одна составляющая большой программы по модернизации работы общественного транспорта во Владивостоке и, конечно, тоже элемент умного города. В этом году в краевом центре определен новый исполнитель по внедрению этой системы на городском пассажирском транспорте. Им стало ПАО «Сбербанк». В администрации уверены, что система позволит организовать грамотный мониторинг перевозки пассажиров и багажа, а также обеспечит учет и контроль сбора оплаты за проезд.

Безналичная система оплаты проезда.

Уличное освещение

Сегодня у специалистов администрации Владивостока в разработке несколько пилотных проектов. Сразу несколько операторов мобильной связи, в том числе один корейский, предлагают проекты в рамках управления уличным освещением. Вещь достаточно полезная. Если она у нас будет запущена и приживется, для города будет одна польза. Во-первых, идет замена уличных светильников на более экономичные, светодиодные. Затем оператор устанавливает оборудование, которое позволит в случае минимального движения на дороге отключать или приглушать освещение. Конечно, речь не идет о центре города, где движение есть даже глубокой ночью, но на менее загруженных трассах (в спальных районах, на объездной дороге, Университетском проспекте) такое оборудование вполне можно применить.

Парковка на газонах

Еще один проект – с ульяновской компанией «Проф Ай Ти». Ее специалисты предлагают решение для мобильной видеофиксации парковки автомобилей на тротуарах и в так называемых зеленых зонах – в скверах, на газонах. Своеобразное решение в борьбе с нарушителями и привлечения их к административной ответственности. Работает система достаточно просто. Человек скачивает на телефон специальное приложение и в случае обнаружения незаконной парковки фотографирует нарушителя. Затем с помощью приложения отправляет снимок в соответствующие ведомства, которые оперативно, без проволочек штрафует горе-автомобилиста. Пока законодательно это невозможно, механизм привлечения к ответственности не разработан, но как только соответствующие изменения в законах будет прияты, программа может заработать. И во Владивостоке в том числе.

«Проблемы у всех городов одни и те же, - говорит Евгений Вековшинин. – И главная заключается в том, что в населенных пунктах, которые не построены с нуля, как, например, Сколково или Иннополис, внедрить элементы умного города достаточно непросто. Например, управление энергоресурсами. В дом, который строится, изначально установить счетчики воды, тепла или электроэнергии намного проще, их можно предусмотреть еще проектом. С теми домами, которые стоят по 20, 30 или 40 лет и в которых много лет живут люди, сделать это сложнее. Просто потому, что сами жильцы не желают чего-то менять. А это значит, программа умного города даёт сбой. Умный город чаще всего – в наших головах, нашем сознании. Поменяемся мы – изменятся и наши города».

В управлении транспорта с помощью системы ГЛОНАСС отслеживают работу автобусов.

В конечном итоге все технологии и сервисы меняют города, чтобы жить в них было более уютно и комфортно. И Владивосток обязательно будет применять мировой опыт трансформации.

«Проблемы у городов во всем мире одинаковые, - считает Виталий Веркеенко. - Это дефицит инфраструктуры и средств на масштабные изменения, транспортное сообщение, организация городских пространств и создание комфортных условий для жизни. И решения зачастую универсальные - важно тщательное градостроительное планирование (оно в основе каждой истории успеха), эффективные и нестандартные управленческие решения, внедрение новых технологий, в том числе элементов умного города».

Кстати

Владивосток является одним из учредителей Международной ассоциации WeGo, которая объединяет правительства городов стран мира, заинтересованных в улучшении качества жизни граждан на основе электронного управления и посредством информационных и коммуникационных технологий. Организация способствует обмену знаниями и практиками между городами. В прошлом году учредительная конференция WeGo прошла в Ульяновске, который является европейской штаб-квартирой ассоциации. В следующем году такая встреча пройдет на Филиппинах.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!