В сентябре 2018 года в Приморской государственной картинной галерее открылся IV сезон просветительского проекта «Музыкальный вернисаж». Первая встреча проекта состоялась 2 сентября и была посвящена жизни и творчеству Карла Брюллова, работы которого были привезены во Владивосток из Русского музея. А следующая состоится уже на этой неделе, 7 октября. Автор и ведущий проекта Александр Вовненко рассказал РИА VladNews о «Музыкальном вернисаже», о прекрасном и о себе.
– Как вам пришла идея создать такой просветительский проект?
– Я по профессии не музыкант и не искусствовед, но мне очень в жизни повезло. Я в 18 лет был приглашен работать в качестве пресс-секретаря в один из лучших концертных залов России, в городе Ханты-Мансийске. Однажды меня попросили провести концерт в камерном зале. Мне жутко не хотелось выходить и говорить «Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор. Исполняет...» Хотелось выйти и сказать «Бах! На протяжении долгих лет в Германии это слово значило «ручей» и было синонимом слова музыкант. Он – потомственный музыкант. На 200 лет немцы забыли об Иоганне Себастьяне Бахе. Что Бетховен говорил, каламбуря, что Бах – это не ручей, это целый океан». И так далее, не только общие, но и конкретные вещи. Мне хотелось людям рассказать, почему это написано так или иначе. Мне казалось, что необходимо рассказать о той музыке, которая сейчас должна зазвучать, как её создавал автор, что чувствовал, чем вдохновлялся. Например, почему в конце четвёртой симфонии Чайковского звучит тема русской народной песни «Во поле берёза стояла»? А в этом глубочайший смысл! Он посвятил эту симфонию своему другу – Надежде Филаретовне фон Мекк, содержание каждой части произведения он раскрыл в письме к ней. О четвёртой части он пишет: «Если ты в себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельному радостному чувству». Тема народного гуляния – это попытка человека в счастье других отыскать своё. Согласитесь, если бы мы этого не прочли в программке или не услышали от ведущего, мы бы этого никогда не узнали. И я стал вести концерты именно так: не объявляя, а рассказывая. И в это так втянулся, что это хобби стало почти профессией.
- О вашем проекте можно прочитать в Интернете достаточно много. Вы всегда делаете акцент на том, что у вас не лекции, не семинары, а именно беседы, клубные встречи. Почему это для вас так важно?
- Потому что у людей сложился некоторый стереотип, что не всегда лекция может быть интересной, не всегда на лекции можно не спать – это первое. Второе – и это очень важно, в нашем проекте мы стремимся создать сообщество почитателей музыки, живописи, если угодно, друзей Приморской картинной галереи. Такая идея была у нас, когда совместно с директором галереи, Алёной Даценко, мы придумали этот проект. А для этого важно, так или иначе, спровоцировать людей на реакцию, на разговор, на желание о чём-то поспорить, задать вопросы, порассуждать. Бывает так: прекрасный лектор блистательно читает свой материал, и на этом всё заканчивается. А нам бы хотелось, чтобы после клуба всё только начиналось. И в этом, на мой взгляд, самое главное – чтобы в задушевной доброжелательной обстановке наша публика познавала искусство, музыку, живопись, литературу.
- Не боитесь ли вы, что такой образ клуба знатоков, любителей несколько отпугнёт новичков, тех, кто совсем не знаком с искусством?
- Вы знаете, не боюсь, потому что наш клуб «Музыкальный вернисаж» создан для людей, которые стремятся создать своё особое пространство, наполненное красотой и искусством. Наш проект для тех, кто хочет обрести не только новые знания, но и найти новые знакомства, новых единомышленников, друзей. Я через это прошёл, когда три года назад переехал во Владивосток. Знаю, что есть люди, которые, так же как и я, интересуются музыкой, живописью, литературой. Так же как и я, они хотят преобразить пространство вокруг себя, и для этого им не хватает вот таких встреч, такого общения. Для этого они придут в картинную галерею, не боясь того, что им будет не комфортно или неловко, или что они не смогут поддержать разговор. В этом нет беды. Наоборот, они увидят, что есть люди с общими интересами. Важно, чтобы было с кем обсудить услышанное, прочитанное, увиденное. В этом – счастье.
- Для кого ваш клуб? Людей какого возраста вам хотелось бы видеть на встречах?
- Вы знаете, мы рады каждому. Это принципиально. Преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, музыковед Зоя Гуменюк, мой учитель, всегда говорит: «Ничто так не объединяет людей, как совместное переживание прекрасного». В нашем клубе встречаются разные поколения. Да, интересно работать с взрослой публикой, эти люди имеют свой жизненный опыт, позицию, у многих сложилась привычка слушать серьёзную музыку ещё в детстве, когда она звучала из радиоприёмников. Но не менее интересно работать и с молодой публикой, потому что у них другой взгляд, они другие люди. Я думаю, что клуб «Музыкальный вернисаж» – это возможность общения разных поколений.
- Проект существует уже не один год, не первый сезон. Что вас вдохновляет на продолжение?
– Прежде чем уйти на каникулы мы предлагаем публике принять участие в составлении программы нового сезона: предложить тему, художника, композитора. Наши гости реагируют по-разному. Кто-то предлагает свои темы, а кто-то отвечает: «Знаете, нам так нравится то, что происходит в клубе, что мы готовы ходить на всё, что угодно». И это вдохновляет. Это не позволяет понижать качество того, что мы делаем. И я стремлюсь к тому, чтобы это было профессионально. У меня большая ответственность не только перед публикой, но и перед коллективом картинной галереи, перед её руководителем, Алёной Даценко, с которой мы вместе этот проект придумывали и запускали. И я стараюсь соответствовать. Это вдохновляет и обязывает. Вдохновляет, что приходят новые люди. Но главное мое стремление и желание – влюбить пришедших людей в то, что я сам люблю.
– Сейчас во всём мире очень популярны детские музейно-педагогические программы. Интересно ли это вам лично, стоит ли ждать просветительских проектов для детей?
– В Приморской государственной картинной галерее такие программы есть. Коллеги виртуозно работают с детьми разных возрастов, приобщая их к высокому искусству.
Проект «Музыкальный вернисаж» был придуман с другой целью и для другой аудитории, но родители часто приводят с собой детей. Конечно, можно придумать и специальную программу для ребят с моим участием. Но для этого необходимо участие администрации города и школ. В Приморской сцене Мариинского театра мы делали проект, который назывался «Школа юного театрала. История оперы в рассказах, музыке и картинах». На сцене был ваш покорный слуга, экран и камерный оркестр. Выходили солисты, исполняли арии, я комментировал, переводил. У ребят была возможность погрузиться в пространство оперного искусства, узнать об опере, понять, что это не скучно. В зале были дети из начальной школы, они очень неплохо реагировали. Всегда такие занятия связаны с какими-то неожиданными находками, добрыми шалостями, забавными ситуациями. Например, я рассказываю об оратории Генделя «Мессия», где есть известнейший хор «Аллилуйя». Спрашиваю: «А что означает “аллилуйя”». Один мальчик тянет руку и говорит: «Аллилуйя означает ну “наконец-то”!». Это забавно. Детская непосредственная реакция заставляет тебя, как рассказчика, быть постоянно в тонусе. Сегодня, к сожалению, нет такого формата и предложения. Но я бы с удовольствием работал и с детьми. Просвещение – социально значимая работа, она формирует будущее города, региона, страны. Например, в Москве работает множество образовательных программ для разного возраста и совершенно безвозмездно. За культуру и образование москвичей платит правительство столицы.
– Будет ли у вашего проекта какое-то развитие, планируете ли вы расширять, изменять, дополнять чем-то «Музыкальный вернисаж»?
– Сегодня мы думаем над новыми форматами и проектами. Надеюсь, что многое получится. А детали пусть станут ещё одним поводом для новой встречи с вами.
– Встречи клуба проходят всего раз в месяц. Достаточно ли этого для людей, для проекта, для вас?
- Мы начинали, когда «Музыкальный вернисаж» шёл два раза в месяц: в воскресенье и четверг. Оказалось, что это было не совсем удобно для публики. И мы перешли в формат встреч раз в месяц. Открытие сезона 2 сентября прошло замечательно. Был аншлаг, собралось порядка восьмидесяти человек, и зал, в котором мы работаем, не смог вместить всех желающих. И 16 сентября сделали повтор для желающих, и тоже был полный зал к нашему большому удовольствию. В этом смысле мы достаточно гибкие и готовы идти навстречу нашей аудитории.
- Некоторые записи ваших выступлений есть в Интернете. А нет ли желания сделать какое-то Интернет-пространство для вашего клуба, чтобы это были не только встречи раз в месяц, а пусть и виртуальное, но постоянное существование?
– Мы сделали страничку в Facebook, мне кажется, этого достаточно. Стараниями учебной телевизионной студии ДВФУ под руководством Антона Бубновского записаны шесть рассказов о музыке и живописи разных стилей и стран. Неплохой получился проект, надеюсь, в скоро времени мы продолжим его и сделаем ещё несколько видео-лекций. Думаю, что нет необходимости создавать специальный сайт для «Музыкального вернисажа». Главная наша ценность – живое общение.
- Может быть, вы расскажете о ближайшей встрече в рамках проекта, которая пройдёт 7 октября, подробнее?
– Этот сезон мы посвятили двум юбилеям: 80-летию Приморского края и 130-летию переноса столицы Приморской области во Владивосток. В связи с этим вспомнился один уникальный случай. В наш город приезжал композитор Сергей Прокофьев. Он прожил здесь неделю, потому что японский генконсул не давал ему визу. Он ждал, у него было мало денег, он боялся, что цена на йену вырастет. Об этом он очень интересно написал в своём дневнике (цитирует): «Владивосток довольно живой город со многими кафе, в которых есть вещи, для петроградца совсем забытые. Пирожные, шоколад, булочки и сколько угодно сахару, настоящего, белого, рассыпчатого как бриллианты». Прокофьев привёз с собой во Владивосток «Деревянную книгу» – уникальный альбом автографов великих современников. И чтобы автографы были действительно интересными, он придумал задавать вопрос, всегда один – «Что для вас солнце?».
Я расскажу о Прокофьеве, о его творчестве и о «Деревянной книге», которая приехала вместе с ним. А значит, в этой книге во Владивосток приехал Шаляпин, Маяковский, вдова Достоевского и многие-многие другие.
- И напоследок расскажите, во что вы влюбились во Владивостоке? Почему у вас возникло желание переехать из столицы?
– Я влюбился в море, в сопки, в архитектуру, ведь Владивосток – музей под открытым небом. К счастью, здесь не было войны и вся архитектура, начиная с конца XIX века по сегодняшний день, во всём своём разнообразии, во всей своей эклектичности сохранилась. Я не пожалел ни разу, что переехал во Владивосток. И я надеюсь, что смогу отблагодарить наш город за его красоту и доброту.
Наталья Гусева