Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» во Владивостоке собрал множество ярких представителей современного кинематографа, среди которых - талантливый российский режиссер и актер Дмитрий Астрахан, известный зрителям по фильмам «Перекресток», «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Деточки», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Зал ожидания» и многим другим киноработам, а также многочисленным театральным постановкам, в том числе в театре имени Максима Горького. В интервью РИА VladNews Дмитрий Астрахан рассказал о том, что его связывает с Владивостоком, какие фильмы стоит снимать и легко ли режиссеру стать актёром.
- В рамках фестиваля вы представили фильм «Игра» с Павлом Волей и Виктором Васильевым. В чем заключается основная идея киноленты?
- Этот фильм поднимает очень сложный и порой неразрешимый вопрос: правда - она созидательна или разрушительна в нашей жизни? Это своего рода психологический триллер. Как показали первые просмотры, картина держит зрителя в напряжении до последнего. Фильм затрагивает по сути каждого из нас, заставляет задуматься.
- Вы уже не первый раз приезжаете во Владивосток, служили здесь в армии. Какие чувства у вас вызывает наш город?
- Я шесть месяцев находился в школе морской авиации рядом с Владивостоком, потом был переведен в театр флота в Советскую Гавань, служил там. Этот период остался для меня одним из самых ярких воспоминаний в жизни, я был практически абсолютно счастлив в то время. Как раз тогда я поставил спектакль с символичным названием «Счастье мое». Сейчас я думаю, что это одна из моих лучших работ в театре. Поскольку свободного времени в армии хватало, спектакль был продуман до мелочей, отрепетирован и доведен до совершенства. Сдавали мы его тяжело из-за немного провокационного сюжета про матроса, театр ведь был военный. Собирался даже худсовет флотилии. В итоге спектакль все-таки приняли. Находясь на службе, я был оторван от внешнего мира, мелькала даже мысль – а может тут и остаться? Наша жизнь устроена так, что все время нужно чего-то добиваться, и если ты выбрал творческую профессию режиссера, ты должен обязательно состояться в ней, стать успешным, знаменитым, такие правила диктует социум. Когда ты в армии – с тебя снята всякая ответственность, нет никакой критики, ни перед кем не надо сдавать экзамен, можно спрятаться и заниматься чистым искусством. Страх, что может не получится, и ты ничего не достигнешь, отступает на второй план. Вот это состояние, как ни странно, очень счастливое. Такой своеобразный парадокс. У меня масса воспоминаний, связанных с тем временем, но все они теплые.
- Ваша первая большая роль состоялась в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Расскажите, что вы при этом испытывали?
- Я понимал, что меня все будут судить очень строго, и я должен сыграть не просто хорошо, а безукоризненно, иначе буду подвергнут критике, зачем мне лишние потрясения, человек я уже не молодой (смеется). Могу сказать, что играл я с удовольствием, это совершенно другое ощущение, когда ты, будучи режиссером, приходишь на площадку в качестве актера. С тебя снимается всякая ответственность, артист ни за что не отвечает, для этого есть режиссер. Ты думаешь только о своей роли, это очень приятное состояние.
- Какими основными качествами должен обладать актер, чтобы вы захотели его пригласить в свою картину?
- Талант. Артист должен прекрасно играть свою роль, больше от него ничего не требуется. Режиссер в состоянии продумать все нюансы вплоть до поворота головы, но есть такие вещи, которые он поставить актеру не может. В принципе, если взять любой фильм, где есть прекрасно сыгранная сцена талантливыми артистами, и заменить их другими, средними, то сцена по-прежнему будет сделана в этом рисунке режиссера. И те, кто не видел первый вариант, скорее всего, скажут – хорошо. Но что-то такое было в тех актерах, что делало это все выдающимся, озаряло каким-то светом их таланта, и хотелось пересматривать сцену не один раз.
- В одном из интервью вы сказали, что художник достигает успеха, когда фильм понимают в любой точке земного шара. Вы уже сняли такой фильм?
- Я считаю, что снимаю именно такие фильмы. Они могут быть более выдающимися или менее, но то, что их понимают все – это точно. С фильмом «Изыди» я объехал весь мир. После показа в Токио японцы, которые находились в зале, и вообще неизвестно, видели ли до этого в своей жизни еврейские погромы, аплодировали стоя. Когда я привез киноленту «Ты у меня одна» на Международный фестиваль в Сан-Франциско, мне утром в номер отеля позвонила женщина, работавшая в нем, и сказала, что посмотрела накануне этот фильм, и что он как будто снят про нее с мужем. Казалось бы, как молодой американской семье может быть близка проблема советского инженера с женой, живущих в коммунальной квартире в Ленинграде. Моя задача совместно со сценаристом заключается в том, чтобы люди понимали, о чем ты говоришь, чтобы их касалась эта проблема. Ты можешь снимать кино про Россию, но люди других стран должны ассоциировать себя с героями или ситуациями, сопереживать им. Только когда удается достичь этого эффекта, можно сказать, что фильм имеет право на существование.
- Насколько для вас важно одобрение зрителя в том, что вы делаете?
- Это единственное, что действительно важно. Любой фильм ты выносишь на суд зрителя и ждешь ответную реакцию. Также я учитываю мнение жены и детей.
- Один из ваших фильмов называется «На свете живут добрые и хорошие люди». А как вы считаете, каких людей больше на самом деле?
- Я уверен, что на свете живут добрые и хорошие люди. Мне не раз приходилось наблюдать, как в трудную минуту человек совершает благородный поступок, зачастую проявляя самопожертвование. Идея этого фильма как раз в том, что в человеке есть свет, который зависит не от количества прочитанных книг или интеллекта, а от душевного порыва. Я верю, что в людях это есть, и в мире имеется много подтверждающих примеров.
- Есть ли у вас любимые фильмы из тех, что вы снимали?
- Самый любимый это, наверно, всегда крайний, который еще проживается. Когда ты сидишь в зале и видишь, как люди его смотрят, он оживает вместе со зрителем. И я чувствую от этого эмоциональный подъем.
- О чем будет ваше следующее кино?
- Драматург Олег Данилов сочинил и написал прекрасный сценарий про вечную любовь. Я бы сказал, что это будет мелодрама с элементами фантастики, главную роль исполнит Александр Домогаров. В сюжете не совсем бытовая история, с неожиданным разворотом. Фильм затронет вопрос о вечных ценностях, о том, что является главным в жизни человека и имеет основной смысл.
- Вы ставите спектакли в разных городах России, в том числе во Владивостоке. Какие из ваших работ можно увидеть в театре имени Горького?
- Уже более десяти лет в театре идет постановка "Леди на день" по пьесе Олега Данилова. Ранее я ставил спектакль «Алхимики» по мотивам комедии английского поэта Бена Джонсона и ирландскую «черную» комедию «Удалой молодец - гордость запада». Мне было приятно работать в вашем театре, я считаю, что у него прекрасные артисты, и театр возглавляет легендарный режиссер Ефим Звеняцкий, он человек с большим талантом, опытом и тонким театральным вкусом.
- Назовите три ассоциации, связанные с Владивостоком, какой он для вас?
- Солнечный, морской и какие-то очень желанные, манящие женщины - наверно, это местный климат так действует (смеется).
Дарья Харина