8 июня в Тверском суде Москвы состоялось очередное слушание по существу дела экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего компанию «Востокцемент» Андрея Пушкарёва. Защита акцентировала внимание суда на том, что основа обвинения – экспертиза по стоимости материалов – сделана с грубейшими процессуальными нарушениями и является незаконной, сообщает РИА VladNews.
«Экспертизу как основной документ стороны обвинения мы изучили на прошлом заседании. Хотелось бы рассмотреть допустимость данной экспертизы. При её проведении эксперты уведомили следствие, что вопросы выходят за их компетенцию и попросили включить в комиссию бухгалтера. В итоге включили бухгалтера, который занимается зарплатами сотрудников, а не эксперта-экономиста. Между тем, это противоречит всем правилам проведения экспертизы. Получается, она была сделана не компетентным лицом, привлечённым в качестве эксперта с нарушениями требований законодательства,- подчеркнул адвокат Игоря Пушкарёва Константин Третьяков. – В заключении не указано какие факты установили, к каким выводам пришли и какими пользовались методиками. Следствие нарушило процедуру».
Также защитники отметили, что задачи, поставленные следствием перед экспертами, не дают ответы на основные вопросы – какова точная стоимость материалов, насколько были завышены цены и был ли в принципе причинён ущерб.
Кроме того, при проведении экспертизы не были учтены определённые специальным нормативным актом индивидуальные сметные нормативы для Владивостока в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012.
«В этот период были установлены повышенные коэффициенты, - сказал Константин Третьяков. - Как известно, средняя цена всегда ниже высшей и выше низшей. А во Владивостоке в тот период как раз были пиковые цены. Это рынок. И пиковые цены в разные периоды отличаются. Рыночные цены не являются ущербом. Экспертизой же установлено среднее арифметическое значение».
Для изучения экспертами были взяты прайс-листы, которые по сути являются рекламными материалами, не значащими, что фактически продажа осуществляется за указанную в них цену. По всем правилам такие экспертизы должны проводиться на основе финансовых документов компаний.
«К тому же, по нашему мнению, из стоимости специально исключены транспортные расходы. А это очень важно. Приморский край большой, стоимость доставки материалов из одной его части в другую может превышать стоимость материалов. Например песок для стройки привозили на пароме из Северной Кореи и это было дешевле, чем доставлять его из карьера в 80 километрах от Владивостока. В деле есть экспертиза ФАС, где указано, что транспортная составляющая является важным фактом при определении цены, также указано, что стоимость на материалы может вырасти на 100%», - отметили защитники.
Парадоксально, но часть строительных материалов горе-эксперты не смогли идентифицировать и просто самопроизвольно заменили на другие. Хотя в соответствии с правилами должны были исключить их из расчётов.
Далее адвокаты отметили, что в 53-м томе обвинение представило постановление о назначении экспертизы. Экспертам необоснованно было предложено сделать экспертизу по стоимости материалов с 2009-го по 2012-й годы. Обвинение же в подкупе за поставку материалов по завышенным ценам предъявлено за 2013 год. Вместе с тем, в деле есть ответ представителя Следственного комитета на одну из жалоб адвокатов, где значится, что завышения цен за период 2013-2014 годы не было.
«2013 и 2014 годы исключены из исследования и об объективности уже нет и речи. Мы заявляли о расширении рамок исследования с 2009 по 2015 год. Нам отказано. Был заявлен отвод экспертов. Тоже отказ, - перечислил адвокат Андрея Пушкарёва Владимир Поликарпов. - Следователь пишет, что собран совокупный материал о взаиморасчётах МУПВ «Дороги Владивостока» и группы компаний «Востокцемент». Однако документов об оплате и не оплате в деле попросту нет. Следователь также отметил: период не будет расширен, так как именно с 2009 по 2012 годы был нанесён ущерб. Но о подкупе было заявлено в более поздний период. Кроме того, следствие обвинило Андрея Пушкарёва в передаче взятки брату в 2015 году, при этом в медэкспертизе не отмечается, что в январе 2015 года он получил травму, сначала находился в коме, а потом под сильнодействующими препаратами. Было ли ему до взяток брату?».
К слову, в 2010 году «Востокцементом» была применена система ступенчатых скидок для муниципального предприятия. Это ещё раз подтверждает, что для «Дорог Владивостока» цены были ниже, чем для других контрагентов «Востокцемента».
«Результаты так называемой экспертизы являются ключевым в моём деле. Из этого, собственно, и строится всё дело – был нанесён ущерб или нет, - отметил Игорь Пушкарёв. - Но экспертиза была проведена с массой процессуальных нарушений и является незаконной. Так, были исследованы среднерегиональные цены. Что такое средняя региональная цена? Берутся цены всех производителей по Приморскому краю, а также поставщиков. То есть продавцов, которые могут продавать остатки материалов с какой-либо стройки по любой стоимости из-за того, что у них просто есть излишки. Так вот, берётся, допустим, 15 компаний, их цены на материалы складываются, полученная сумма делится на 15. Но это не имеет абсолютно никакой связи с рыночной ценой».
Также Игорь Пушкарёв акцентировал внимание суда на основной составляющей обвинения – причинении ущерба о котором в экспертизе нет ни слова.
«Далее самое важное - есть ли в вопросах следователя, заданных так называемым экспертам, слово «ущерб»? Его нет. Ущерб не исследовался. Эксперты рассмотрели договоры поставок и накладные отгрузок, финансовые документы изучены не были. Какой эффект это произвело на предприятие? Ответа нет. Но как можно не исследовать этот аспект, если муп не производил оплату за материалы, если долги прощены, а сроки исковой давности ушли. Как можно вменять ущерб на основе экспертизы, которая не отвечает на вопрос об ущербе. И ещё. Эта экспертиза, нарушившая всё, что можно, в конечном итоге показывает - с 2012 года МУПВ «Дороги Владивостока» закупало материалы на 11 процентов дешевле. Предприятие на тот момент возглавлял Андрей Лушников. Тогда почему он обвиняется? И в чём мой умысел нанимать Лушникова, платить ему, чтобы он закупал дешевле. Даже эта несоответствующая экспертиза доказывает нашу невиновность. В очередной раз обращаю на это ваше внимание: все изложенные обвинением доказательства нашей вины подтверждают нашу невиновность».
Далее исследовали 57-й и 58-й тома уголовного дела. В основном были изучены телефонные переговоры Игоря Пушкарёва с сотрудниками администрации Владивостока, а также акты исследования образцов голосов и почерков.
Заседание перенесено на 13 июня. Оно начнётся в 10 часов по московскому времени в Тверском суде.
К слову, с подробностями о деле также можно ознакомиться на официальных страницах Игоря Пушкарёва в социальных сетях - «Фейсбук», «ВКонтакте» и «Инстаграм».