Владивосток стал открытым городом еще при Советском Союзе. Уже в те времена прозвучала концепция «Большого Владивостока» – то есть мирового города, который бы стал полноправным экономическим участником Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот термин то забывался, то вновь возникал, а теперь стал настойчиво употребляться и вошел в обиход экспертов, чему способствовал обозначенные главой государства «восточный вектор» и стратегия приоритетного развития Дальнего Востока.
Каким видится Владивосток будущего и что необходимо для этого предпринять? Этой теме была посвящена передача «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма», сообщает РИА VladNews. Гостем студии стал один из людей, который приложил максимум усилий к тому, чтобы Владивосток стал открытым городом - Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Сегодня ученый занят над книгой, в которой доказывает, что Владивосток должен стать Мировым городом. То есть городом, в котором применяются самые передовые, интересные и эффективные решения: экономические, инфраструктурные, технологические, любые.
Будущее приморской столицы невозможно без фундамента исторического контекста. Поэтому разговор был начат с того момента, как Владивостоку удалось справиться со статусом закрытого города. Случилось это 20 сентября 1991 года.
- Во-первых, была подготовлена база, - отметил Юрий Авдеев. - Я занимался этим вопросом в академии наук уже 18 лет. Это были теоретические размышления. Более того, я был заместителем председателя городского совета. В течение двух с половиной лет мы еженедельно проводили экспертные совещания, связанные с будущим Владивостока. Тогда впервые появилась концепция развития южного Приморья, проект Большого Владивостока. В рамках этого проекта первым актом и было решение вопроса, связанного с открытием города. Мы понимали, что без законодательного акта, открывающего город, дальнейшее его развитие невозможно. В сентябре 1990 года во Владивостоке проходил первый международный форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона. СССР представлял министр иностранных дел Эдуард Шеварнадзе. Его фраза стала для нас спусковым крючком. Он заявил, что перспектива открытия Владивостока относится к 1993-1996 годам. Мне показалось это бесконечно долгим сроком. В тот же день я пришел домой и написал проект решения городского совета об открытии приморской столицы. Такое решение было принято на сессии городского совета 20 сентября 1990 года. Решение было поддержано председателем краевого совета. Вместе с ним мы отправились в Москву, в Верховный совет, где нас встретила заместитель председателя Светлана Горячева, которая провела нас по кабинетам правительства. После чего при Верховном совете была создана профильная комиссия. В течение года велась активная экспертная работа. И ровно через год, 20 сентября 1991 года, Ельцин подписал указ об открытии Владивостока.
- Сейчас это звучит фантастикой, - отметил Андрей Калачинский. - Когда решение местного уровня было поддержано на самом верху.
- И это еще раз подчеркивает – пока нет инициативы снизу, сверху ждать принятие каких-то решений можно очень долго, - подчеркнул ученый.
- Первый шаг был сделан. Город оказался открыт для соотечественников и иностранцев, - отметил Андрей Калачинский. – И в последние годы, особенно после саммита АТЭС-2012, были приняты меры для привлечения российских и зарубежных инвестиций. Что в итоге? Является ли Владивосток Мировым городом сегодня?
- Нужно сказать, что 2012-й год случился не сам по себе, - подчеркнул Юрий Авдеев. – Чтобы здесь прошел саммит АТЭС, была проделана колоссальная работа. В 2002 году состоялся первый инвестиционный саммит во Владивостоке. Москва его слегка проигнорировала. Тем не менее, сам факт присутствия здесь представителей стран-участниц АТЭС уже важен. После этого в 2005 году прошел саммит в рамках АТЭС по транспорту. Тоже событие. Но главное, что в это время по инициативе Приморья были подготовлены два важных доклада на госсовет, с которыми выступил экс-губернатор Сергей Дарькин.
Это был доклад по конкурентоспособности Приморья в рыбной отрасли, где впервые прозвучала формула «рыба на берег». Второй доклад – по инфраструктуре морского транспорта. Оба документа сделали авторитетным имя экс-губернатора, к его мнению стали прислушиваться в Кремле. И это стало существенным аргументом при решении о месте проведения саммита АТЭС.
По словам Юрия Авдеева, тогда уже было принято решение о том, какую функцию должен исполнять Дальневосточный Федеральный университет. Местные эксперты, принимая важность его функционала, остались не вполне согласны с названием учреждения.
- В самом названии звучит слово «дальний», - отметил Юрий Авдеев. - Для кого он дальний? Если мы планируем, что он будет местом, где получат образования японцы, корейцы, китайцы и так жале, почему он должен носить такое имя? Может лучше было назвать его Азиатско-Тихоокеанский Русский университет? И потом - посмотрим на карту России. Последний город-миллионник от Москвы – это Красноярск. На весь русский Восток нет ни одного крупного города. А рядом с нами в Азия со своими мегаполисами. Владивосток в этом окружении смотрится песчинкой. Все крупные события происходят только в крупных городах при большой концентрации финансовых и людских ресурсов. Совершенно очевидно, что на Востоке России должен быть такой город.
Одним из шагов государства к тому, чтобы установить на Востоке крупный город стало создание Владивостокской агломерации.
- Наша агломерация тоже уходит корнями к Большому Владивостоку, - подчеркнул Юрий Авдеев. – К этому термину вернулись на одном из дальневосточных саммитов. В администрации края департамент градостроительства презентовал проект Большого Владивостока, подготовленный еще в Советском Союзе, как нечто совершенно новое. Через некоторое время Минрегионразвития запустило концепцию развития территорий в рамках агломераций. Принцип такой - чья агломерация будет развиваться лучше, той и дадут денег. И проект Большого Владивостока скорректировали под инициативу Минрегиона. Из того Большого Владивостока, который родился в 1990 году, взяли только часть: Владивосток, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы. Но эта территория все равно по численности населения не дотягивает до миллиона. В агломерации проживают 870 тысяч, хотя по нашим подсчетам, здесь можно разместить до трех миллионов человек.
Как отметил эксперт, агломерация в том виде, как она существует, не позволяет Приморью вмешаться в серьезную борьбу за грузопотоки в АТР.
- Экс-глава Владивостока Игорь Пушкарев активно продвигал идею Владивостокской кольцевой автодороги, - отметил Юрий Авдеев. – Идея для муниципалитета логична и очевидна – новая дорога позволила бы увеличить объем грузоперевозок в два раза. С 15 до 30 миллионов тонн в год. Но надо думать в государственных масштабах. Все порты Дальнего Востока, а их больше 60, переваливают чуть больше 160 миллионов тонн. В то же время, только один южнокорейский город Пусан переваливает 300 миллионов тонн.
По словам эксперта, цель агломерации была в упрощении комплексного развития территории и логистики. В особенности – портовой.
- А у нас с созданием агломерации практически ничего не изменилось, - посетовал ученый. - Все было выполнено на уровне конъюктурных веяний. Цель была обозначена в извращенном виде. Когда я услышал от Миклушевского, что одна из главных задач агломерации – дать возможность жителям Большого Камня посетить Приморский театр оперы и балета, я понял, что ничего из этой агломерации не получится. Плюс к этому, если посмотрим на основные пункты соглашения, то получилось, что под шумок краевая администрация «вытащила изюм из булки». Получила право распоряжаться землей, архитектурой. И третий пункт, который выдает истинные цели с ушами, - право распоряжаться рекламой. В моем понимании, суть агломерации заключалась в том, чтобы координировать действия главных экономических игроков, которыми являются порты и объекты судостроения и судоремонта. На территории агломерации нужно создавать как минимум два крупных порта, с технологичным оборудованием, с большими причальными стенками.
- Какие изменения нужно внести в закон, чтобы агломерация на самом деле стала основой будущего Большого Владивостока? – спросил Андрей Калачинский.
- Речь идет не только об агломерации. Нужно думать о корректировке законов о Свободном порте, о ТОРах, - отметил Юрий Авдеев. - Закон о Свободном порте прекрасен с виду, но он распылен на 20 муниципальных образований. Государство берет на себя обязательство построить инфраструктуру для инвесторов. Но у государства заведомо денег на все это не хватит. Значит, нужно «перенацелиться». А это можно сделать только так – получить грузы АТР. Для этого нужно «перепрошивать» Транссиб, делать параллельную скоростную грузовую ветку, с помощью которой грузы с Дальнего Востока в Европу будут идти трое суток. Тогда никакой новый Шелковый пояс не сможет сравниться с нашими преимуществами. Шелковый пояс идет через территорию семи стран. Транссиб – только по одной России. В этом заключается главная стратегическая задача государства.
Евгений СИДОРОВ, газета "Владивосток"