Елена Цымбал: Дополнительное - не значит второстепенное

Директор детско-юношеского центра Приморского края приняла участие в работе III Всероссийского съезда работников сферы дополнительного образования детей

18:00, 2 декабря 2016 Общество
e29ecaad23d4436612e4b07fe0660627.jpg
Фото: Фото: Елена Цимбал

16 - 18 ноября в Москве прошел III Всероссийский съезд работников сферы дополнительного образования детей, организованный Министерством образования и науки РФ. На съезде присутствовало более 500 экспертов из 79 регионов России, в том числе представители Приморского края. Среди них – директор ГОАУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края» Елена Цымбал, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Приморский краевой Профсоюз образования.

Она участвовала в работе съезда не только как опытный руководитель учреждения дополнительного образования, но и как член Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

- Елена Владимировна, какие вопросы обсуждались на съезде?

- Главными темами съезда стали обсуждение путей и механизмов реализации Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также обновление содержания дополнительной образовательной деятельности. Вся работа съезда проходила под руководством и с участием представителей Министерства образования и науки РФ, Всероссийского Профсоюза образования, государственных органов управления в сфере культуры, спорта и молодежной политики. Важнейшим вопросом обсуждения было кадровое обеспечение деятельности системы дополнительного образования, внедрение нового профессионального стандарта, повышение профессионального мастерства специалистов. Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Игорь Михеев, выступая на открытии съезда, отметил, что наша главная задача – объединить лучшие педагогические практики, выстроить систему дополнительного образования детей и начать ее внедрение в регионах России уже в следующем году. Он подчеркнул, что российское дополнительное образование должно быть доступным и многогранным и что сегодня как никогда нужны адресные предложения и рекомендации для эффективной работы на местах.

- Где проходил съезд?

- Часть мероприятий проходила в Москве на базе Российского университета дружбы народов, а часть - в этнографическом парке-музее «Этномир» в Калужской области. 26 секций на пяти экспертных площадках, десять мастер-классов, экскурсии в четыре центра дополнительного образования Москвы и нетворкинг в этнографическом парке-музее «Этномир» - такова была насыщенная программа съезда. Педагоги, ученые, представители вузов, профсоюзных, общественных организаций, в том числе Национальной родительской ассоциации, и органов исполнительной власти вели на протяжении съезда активную работу. Все стремились транслировать лучший опыт работы и дать свои рекомендации по решению проблем дополнительного образования детей.

- Удалось ли найти ответы на поставленные вопросы?

- Мнение профессионалов по наиболее актуальным проблемам дополнительного образования детей отразила резолюция, принятая по итогам съезда. В ней были предложены варианты совершенствования государственно-общественных механизмов управления, обозначены условия повышения доступности и качества дополнительного образования, озвучены возможности обновления содержания программ, очерчены контуры решения проблем повышения мастерства специалистов. По сути дела, участники съезда определили вектор создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, адекватной сегодняшним запросам общества.

- На съезде лишь говорили о перспективах или принимались конкретные решения?

- Этот съезд внес значительный вклад в решение одной из самых острых проблем, волнующих сегодня всех работников образования: проблемы апробации и внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей. Об этом на съезде говорилось очень много и практическим итогом дискуссии стало решение Министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о переносе начала применения профессионального стандарта с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года.

- Вы являетесь членом Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, созданного совсем недавно. В чем была необходимость появления такой структуры?

- Действительно, эта структура сформирована Всероссийским Профсоюзом образования недавно, осенью 2015 года. В составе Совета 31 человек, в нем представлены почти все регионы России. Но с Дальнего Востока там все два представителя: я и специалист из Республики Саха (Якутия). Создание Совета продиктовано особым содержанием дополнительного образования, которое до настоящего времени не отражалось в общей сфере деятельности Профсоюза. Более того, вопросы, которые стали актуальны с принятием Концепции дополнительно образования и появлением Плана ее реализации требуют отдельного обсуждения. Для этого и был создан Совет. На самом деле дополнительное образование - вопрос сложный, многогранный, связанный и с финансированием деятельности организаций допобразования, и с введением федерального образовательного стандарта внеурочной работы как новой формы образовательной деятельности, и с указами Президента РФ о статусе и уровне заработной платы педагогов дополнительного образования, нормативно-душевом финансировании - целый круг очень серьезных и глубоких вопросов, за которыми стоят люди - педагоги, организаторы, управленцы - которым требуется защита трудовых прав, в том числе и профсоюзная. О том, что происходило на съезде в рамках Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза я буду в ближайшее время говорить на совещании в краевом Профсоюзе образования. В следующем годы мы планируем провести большое краевое совещание работников дополнительного образования с участием профсоюзных организаций, где тоже будем обсуждать те задачи, которые обозначены резолюцией съезда.

- Ваша сфера деятельности – дополнительное образование. Оно действительно «дополнительное», как бы стоящее на втором плане, или его роль и значение изменились?

- Сегодня дополнительное образование приобретает все большее значение в обществе, поскольку является идеальным инструментом для индивидуального развития личности. Занятия в кружках и секциях есть для ребенка не что иное, как поиски себя, своего призвания и жизненного пути. Чем объемнее будет сфера дополнительного образования, тем лучше для подрастающего поколения. Посещая по своей доброй воле десятки кружков и секций, перепробовав разнообразные виды деятельности, ребенок сможет еще в детстве найти то единственное занятие, к которому он будет испытывать неподдельный интерес и располагать при этом необходимыми для успешной деятельности личными ресурсами. Трудно переоценить и воспитательное значение дополнительного образования, ведь наши педагоги – настоящие подвижники своего дела, отдающие детям не только время и знания, но и часть своей души. Возьмите, например, ситуацию туристского похода. Для ребенка, оказавшегося в малом коллективе в автономных условиях каждое слово и действие тренера приобретает особое значение. Это же просто взрыв воспитательного воздействия! Не случайно у работников дополнительного образования нет разделения на рабочее время и личное. Все праздники и выходные мы с детьми, потому что именно в этот период они свободны от занятий в школе. Видных теоретик образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, выступая на одном из заседаний Совета, отмечал, что сегодня дополнительное образование по сути дела становится основным. Министр образования и науки Ольга Васильева также отмечала в своем выступлении на съезде, что, да, нам нужно воспитывать инженеров, но все великие инженеры в душе лирики и поэты. Именно по такой схеме – развитие личности, а не приобретение знаний – работают многие образовательные системы мира. И только в нашей стране эта система функционирует бесплатно. Конечно, у дополнительного образования много проблем. Это и слабая материальная база, и стремительно меняющееся законодательство, и нехватка квалифицированных кадров. Но работа ведется и наш съезд показал, как много в России сделано хорошего, нужного и полезного в этой сфере.

- Как складывались ваши отношения с Профсоюзом?

- Я была членом Профсоюза всегда, еще со студенческой скамьи. На мой взгляд, Профсоюз – очень важная структура в жизни тех, кто занят общественно-полезным трудом. У нас, педагогов, общие интересы, общие цели, общие проблемы - так почему бы нам не объединиться, чтобы сообща добиваться своих целей и защищать свои интересы? Только вместе мы сила, только со сплоченной организацией будут считаться и вести диалог те, кто пишет законы о труде. Когда я пришла работать в Детско-юношеский центр Приморского края, с удивлением обнаружила, что там не создана профсоюзная организация. Провела агитационную работу и сегодня у нас из 40 работников почти все члены Профсоюза образования. Как пишут в профсоюзных отчетах, в нашей первичке членство составляет 99%.