Особенность приморской местности такова, что разрушения тайфуна сперва испытывают на себе находящиеся на возвышенностях маленькие и отдаленные деревни. Пока вода скатится вниз до более густонаселенных местностей, забьют тревогу и среагируют различные службы, в том числе и МЧС, может пройти до нескольких дней. Так что для отдаленных деревень и сел Чугуевского района как никогда близка поговорка «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В критический момент МЧС до них просто не успеет добраться. Поэтому в пик разгула тайфуна «Лайонрок» роль спасателей и МЧС досталась самим жителям отдаленных деревень. Многие руководители лесоперерабатывающих предприятий на местах взяли на себя ответственность за спасение своих односельчан. Корреспондент РИА VladNews выяснил, как проходила "спасательная операция".
Так, в селе Павловка в пик наводнения остался не затопленным только маленький кусочек земли.
«Там было жутко, - рассказывает Татьяна Петухова. - Жители стояли всю ночь на участке земли в 25 квадратных метров, практически все село. Кто-то успел забраться на крыши. МЧС в Павловку добрались только на пятые сутки».
Татьяна утверждает, что село Павловка обошлось без жертв исключительно благодаря действиям руководства местного лесоперерабатывающего комплекса. Руководитель организовал на своем лесном транспорте вывоз людей из подтопленных домов, закупку медикаментов и хлеба, все раздавалось жителям. «Он приютил у себя в кабинетах на территории пилорамы около 20 жителей, которых кормил на протяжении четырех дней, - говорит Татьяна, - страшно представить, как они на своем КАМАЗе в пик наводнения в 10-11 вечера вывозили пенсионеров из домов, затопленных уже по окна. Всю ночь спасенные пенсионеры не могли уснуть, отказывались от еды и питья, оплакивая свой утонувший домашний скот».
Сотрудники ЛПК и сами первые трое суток бедствия не имели возможности ни поспать, ни поесть. Днем спасали людей и занимались организацией их жизнедеятельности, ночью постоянно проверяли уровень воды, чтобы она не застала их врасплох. Надо сказать, Павловка встречала наводнение достаточно подготовленной, об этом позаботился руководитель производства.
«Подготовку к тайфуну мы начали, наученные опытом «Джуди», заранее, уже 31 августа, когда стало ясно, что вода начала подниматься не на шутку, - рассказал руководитель павловского лесоперерабатывающего комплекса. – Хорошо, что у нас есть своя скважина, полтонны воды успели накачать до отключения света. Так же был некоторый запас топлива, свой генератор. Закупились хлебом, медикаментами, подготовили заранее крышу. На ней у нас впоследствии сидели дети. Наши офисы затопило, как и все село».
После спада воды рабочие комплекса занимались отсыпкой дороги там, где ее перемыло, вместе с МЧС развозили гуманитарную помощь. Все за свой счет. Сейчас предприятие терпит огромные убытки от тайфуна, и если за подтопленные подворья домов предусмотрена определенная компенсация, то частное предприятие должно будет выжить без всякой поддержки. Несмотря на тяжелую ситуацию, предприятие продолжает работать, сохраняя все свои 25 рабочих мест. «Никого не сократим, наоборот, еще набираем, помогаем, - говорит руководитель предприятия, - мы понимаем, что людям надо жить, надо зарабатывать, особенно сейчас, когда многие остались без всего. Мы поехали оценили состояние домов двух наших сотрудников из Уборки, их очень сильно подтопило. Приняли решение обеспечить их дровами».
Не бросали в беде в пик наводнения своих односельчан лесопереработчики из других сел.
В селе Булыга-Фадеево руководители лесоперерабатывающего комплекса Пешков Алексей и Олесик Вадим, когда вода стала подступать к критической отметке, заправили технику топливом, обзвонили всех людей, кто живет в низовьях, кто может больше всех пострадать. Если кого нужно было эвакуировать, они предоставили свою личную технику бесплатно. Тех, кто не мог собраться в назначенном ими месте возле местного клуба, ездили по домам, забирали, вывозили в Чугуевку.
Для тех людей, которые не хотели выезжать из деревни, был оборудован своеобразный ПВР. С помощью бульдозера на сопке разравняли площадку, привезли вахтовых вагончиков, в которые разместили людей, чьи дома оказались подтоплены.
«Нас тоже подтопило. Я не захотела уезжать из деревни, поэтому меня заселили в эти вагончики, где я жила с ночи 31-го августа, а домой вернулась третьего сентября, - рассказывает жительница с. Булыга-Фадеево Елена Антошкина, - в этих вагончиках создан тот минимум удобств, который необходим человеку: есть крыша над головой, чтобы переночевать, стол, печка. Это немаловажно, когда за окном все время идет дождь. В общем-то неплохо, так живут люди во время вахты. Да и кто думает про комфорт, когда наводнение, дом затопило. Мы все время ходили, проверяли свои дома, ушла вода или нет».
В опасные ночи с 31 до 2 они работали не вдвоем, а со своей сплоченной командой, которая работает с ними на одном предприятии: Момонт Александр, Веселок Александр, Таратон Алексей, Волков Николай, Супрунюк Федор Павлович, Сезик Сергей. Ребята сами были подтоплены, но помогали. Например, Момонт на большой машине вывозил людей в Чугуевку, развозил по адресам, кому некуда было поехать, в СПТУ было договорено, что несколько комнат будут оставлены специально за эвакуируемыми из Булыги. Когда третьего числа начался рушиться мост сразу за Булыгой, они на своей технике пытались отстоять этот мост, чтобы он не развалился, подсыпали скальником, поддерживали насыпь. Но удалось его сделать только числа 4го, когда вода немного спала. «Сами лесопереработчики Олесик и Пешков понесли огромные убытки, так как их соевые поля, которые они разрабатывали сами, ушли под воду, - рассказала Елена Антошкина, - Вообще хотелось бы отметить, что Олесик и Пешков героически проявили себя не только во время наводнения. И в повседневной жизни они оказывают спонсорскую помощь и школе, и детскому саду, и клубу, помогают людям адресно».
В селе Антоновка, том самом, которое затопило больше всех, в пик наводнения оперативно прибыли МЧС для спасения людей. Однако, как отмечают местные жители, у них возникли проблемы с лодками. Яковенко Владимир, местный лесозаготовитель, дал свою лодку МЧС. Во многом благодаря этому эвакуация местного населения прошла достаточно быстро и успешно. «Одна из лодок МЧС сломалась, вторая глохла постоянно, - рассказывает жительница Антоновки Анастасия, - Антоновцы очень благодарны Владимиру Яковенко. Если б не он, долго бы людей возили, а у него по 12-15 человек вмещалось». Отметим так же, когда жителей Антоновки эвакуировали с помощью лодок, вместе с МЧС до самой поздней ночи спасал своих односельчан житель Антоновки, Шумаров Евгений. Евгений не лесозаготовитель, однако, не имея техники и других возможностей, которые были в тот момент у лесозаготовителей и других предпринимателей и руководителей, он тоже спасал людей, просто своими силами, присоединившись к отряду МЧС, в то время как его собственный дом затопило настолько, что он даже не подлежит ремонту, как и многие дома в Антоновке.
Как видно, каждое село, которое оказалось в самом эпицентре затопления, не лишено своих героев, своих спасателей и спасителей. Только подумайте: если бы не они, то были бы жертвы, утонувшие. Страшно представить такое. Ваши родные остались с вами, их спасли, вытащили из страшного течения, из почти ушедшего под воду дома. По моему мнению, таких героев нужно наградить орденом за спасение утопающих, или хотя бы медалью! Но что еще более важно для самих наших героев, так это поддержка их предприятий, которые пострадали от тайфуна, а ведь именно они дают большинству жителей сел рабочие места. О том, зачем герои моей статьи взяли на себя такую ответственность и такие колоссальные траты, хотя это вовсе не является их обязанностью или работой, они говорят так: «Мы просто ДЕЛАЛИ, на то мы и руководители. Мы отвечаем за людей, мы несем ответственность. И это - нормальное явление». Ни славы, ни наград, ни тем более огласки им совершенно не нужно. Они просто работают дальше. И это для них тоже – нормальное явление.