Какая она - «Россия читающая»?

К завершению года литературы

18:02, 16 ноября 2015 Культура
11781272fe08e2da6d4b416bb9e1c77e.jpg
Фото: Фото: Из сети Интернет

За прошедший год, объявленный в России годом литературы, у меня не раз возникал повод с грустью думать о том, как изменилось отношение к книге в некогда самой читающей стране. «Кому это нужно?» - мне приходилось слышать эти слова не только от обывателей, но и от вполне образованных, занимающих серьезные должности людей.

Откровенно пренебрежительное отношение воинствующего невежества на фоне выброшенных на помойку книг известных авторов, а то и классиков не единичные, а периодически повторяющиеся явления. Повальное увлечение гаджетами и констатируемая психологами зависимость от них тоже реалии нашего времени. И все таки он есть, повод для оптимизма. Все дело в том, что я побывала в Москве, где на внушительной площади музея Александра Пушкина познакомилась с выставкой, устроенной Государственным литературным музеем, которая так и называлась «Россия читающая». Автором идеи является директор Литературного музея профессор Дмитрий Бак и многочисленный коллектив творчески увлеченных людей. Это кураторы А. Рудник и А. Скулачев. Создатели концептуального и художественного проекта М. Коростелева и О. Николаев (бюро Арт-терра) и многие другие. Практически во всех современных музеях вы можете воспользоваться услугой аудио гида, либо прослушать материал в наушниках, которые прилагаются к экспозициям. Но мне повезло, выставку «Россия читающая» мне показала Алла Руднева, заведующая сектором комплектования музейных коллекций музея им. Александра Пушкина в котором экспонировалась выставка.

В начале экспозиции арка из книг, на вершине которой большая красная обложка с названием. Представленные артефакты и книги разбиты на разделы: «Изобретение книгопечатания», «Пантеон российских авторов», «Литературные альманахи», «Пропаганда чтения», «Культовые книги поколений» и т.д. Конечно, на ней представлены все известные российские классики и потому экспозиция столь объемна, что описать ее всю в рамках статьи не представляется возможным. Я ограничусь лишь общим впечатлением от выставки, и тех экспонатов, что поразили больше всего.

И так мы прошли под аркой и направились к началу экспозиции. Она начинается с истоков книгопечатания. За стеклом внушительных размеров книги, изданные в XV веке. Это исключительно редкие образцы древнерусской литературы. Их обложки слегка потрепаны, на страницах за вязью старинного текста слегка загибающиеся страницы, видно, что книгой пользовались, ее читали. И это прикосновение к прошлому мгновенно вводит в атмосферу времени, когда грамоте учились по церковным книгам, не последнее место в которых занимал и псалтырь. Далее представлены книги Г.Державина, записанные голоса читателей. Это выставка диалог, где представлены разные эпохи и не только экспонируются книги, но и представлены мнения тех, кто их читал. Предпочтение отдано не коллекционным экземплярам, а тем, что были в употреблении. От авторов, читаемых в эпоху декабристов, переходим к изданиям девятнадцатого века. Далее следует выставка оригинального советского плаката, на тему чтения, школьные парты и буквари советского времени. Фарфоровая чернильница с именами русских поэтов, фотографии Ивана Бунина, Леонида Андреева, их книги. В тридцатые годы прошлого столетия повально читали Т. Драйзера, С. Щипачева и других авторов. Далее идут издания В. Шукшина, любимые писатели перестроечного периода - Набоков, Замятин, Довлатов. Отдельно книжные полки под названием «Пантеон российских авторов». Стенды, на которых представлены издаваемые в советское время литературные альманахи и отдельно журналы «Октябрь», «Дружба народов», «Юность». Первый съезд писателей в фотографиях. Очень сильное впечатление произвел стенд «Чтение в неволе». За стеклом доски, затрепанные страницы самиздатовских книг, переписанных от руки. Ведь даже там, за колючей проволокой лагерей люди тянулись к книге и находили время для чтения в тюремной камере.

В проходной комнате установлены объемные экраны и там постоянно демонстрируются кадры из кинохроники военного времени, далее книги, и письма, которые писали на войне. Среди них немало листков, украшенных нехитрыми рисунками и стихами. Тут же наушники, одев которые можно получить подробную информацию на данную тему. Пройдя далее, вы попадаете в просторный холл, в котором слева расположена дугообразная арка, под которой граммофон, кассетный магнитофон советского времени и некоторые фото известных поэтов современности. Наушники, с помощью которых можно услышать голоса известных поэтов. Пока мы осматривали экспозицию, звучал голос Бэлы Ахмадулиной. А мое внимание привлек стеклянный стенд, на котором были представлены совершенно изумившие меня артефакты. А именно фотография Владимира Маяковского и записки, которые писали ему зрители во время его публичных выступлений. Слегка помятые, написанные простым карандашом, они как посланцы из прошлого века мгновенно переносят в эпоху громогласных выступлений поэта и его преданных поклонников. Там же за стеклом небольшая книжечка Игоря Северянина и объявления о его поэзо-концертах и уж совсем невероятное – прекрасное лицо любимого мною поэта Александра Блока и рядом автограф стихотворения «Незнакомка» написанного его рукой. Висящие рядом полотенца с изящной вышивкой оказались подарком писателю Фёдору Достоевскому. Чуть поодаль черно-белый снимок гениального Есенина и под стеклом целая серия записок от руки, оставленных его поклонниками на его могиле. Причем это не просто клочки бумаги, при желании любую из записок, адресованных любимому поэту можно прочитать. Это вполне сохранившиеся тексты, хоть и написанные от руки в прошлом веке.

Далее Алла Борисовна показала мне экспозицию, стилизованную под вагон поезда и электрички. Здесь все как в настоящем купе, сетчатые полки наверху, заполненные книгами, кожаные сиденья купе и рядом книги, которые, находясь на выставке, можно взять и почитать присев на сиденья метро, расположенные напротив. Все, как в жизни. Правда, по моим наблюдениям периодически ездившей в поездах, читать в них стали меньше. Все чаще это смартфоны и ноутбуки с фильмами, которые просматривают под стук колес, но можно встретить и коротающих время за чтением, что было повально в недалеком прошлом. Рядом еще одно, совершенно изумившее меня дизайнерское решение. Под внушительным стеклом, оправленным золоченым багетом древняя книга и рядом отсканированные листы ее текста, и отдельно выделенные цитаты. Все это вполне читается и хорошо освещено. Внизу ящики, наподобие модных в прошлом веке комодов. Выдвигая их, вы видите книгу, а фамилия автора написана рядом с изящной ручкой. Следующий раздел на выставке представлен длинным столом и цветными карандашами, с листами, заготовленными для литературных развлечений детей. Это и стихи буриме, и различные загадки, и многое другое, осененное крыльями прекрасной синей чайки. Тут же чудо-юдо рыба кит, красочный и объемный, а за ним мечта каждого мальчишки – настоящий забор, на котором можно писать, все, что хочешь, пока взрослые осматривают выставку. Тут же прикрытый стеклом песок, на котором тоже можно создавать свои картины. Эта часть выставки дополнена различными инсталляциями и игровыми персонажами для детей. Покидая ее, вы непременно остановитесь перед стендом, на котором выхваченные объективом фотографа исторические фото. Например, очередь за книгами, в которой стоят люди в болоньевых плащах или просто углубившийся в чтение мальчик, сидящий на тротуаре.

Далее проход в комнату, все стены которой черные и на них можно написать мелом название той книги, которую вы читаете сегодня или оставить небольшое объявление об обмене. Это своеобразный «забор» для взрослых, хотя писать можно на всех стенах до пола и потолке включительно. Пройдя ее, мы попадаем к началу - арке с книгами и названием. У нее я остановилась и спросила у Аллы Борисовны, в чем по ее мнению суть представленной экспозиции? На что она ответила, что «Посещая выставку, невольно испытываешь гордость за нашу страну, за ее великую литературу. Ее основная цель вызвать те же чувства и у россиян, ведь культура и литература отечества оказала огромное влияние как на умы в России, так и за рубежом. Ведь именно литература дает человеку духовное развитие и на этой выставке это показано выразительными художественными средствами. Здесь сконцентрирован труд людей, работавших над проектом не одни год. Литературный Музей совсем недавно получил собственное здание, поэтому выставка размещена на площади музея Александра Пушкина, что само по себе символично, поскольку великий поэт считается родоначальником русской литературы».

Музей расположен на Пречистенке, 12, что является практически центром Москвы и каждый желающий, из какого бы уголка России он не приехал легко может найти здание и посетить выставку «Читающая Россия». За время её работы каждую неделю проводятся лекции, ведут которые известные литературоведы, профессора русского языка, поэты и критики. Покидая выставку, совершенно потрясенная и ее масштабом и целым арсеналом креативных идей я думала о том, каким в идеале должен быть Литературный музей, а именно – не только хранителем книг местных авторов, как это делается в подавляющих случаях, но и хранителем информации, связанной с их творчеством. Будь то, личная записная книжка или записка из нее. Ведь благодаря этому образовывается своеобразный хрономост во времени, благодаря которому потомок может прикоснуться к неповторимому миру автора и острее ощутить его. Анна Тарабрина

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!