Во время экономического подъёма Китай использовал простую меркантилистскую стратегию: занижал валюту. В 2015 г. Китай сам оказался жертвой подобного подхода.
По статистике, обнародованной 13 апреля, китайский экспорт упал на 14,6% в марте, а импорт - на 12,3%. Торговое сальдо снизилось до 18,6 миллиарда юаней ($2,9 миллиарда). Для сравнения: в успешные периоды сальдо достигало $61 миллиарда.
Снижение торговли после китайского Нового года (в 2015 г. выпал на 18 февраля) - достаточно привычное явление, но теперешний резкий обвал выглядит пессимистично.
«Это самые худшие показатели экспорта и импорта с конца 2009 г.», - написал Мингао Шэнь, руководитель исследований Китая финансового конгломерата Citigroup.
Что произошло? Китай получал прибыль за счёт искусственного курса юаня к доллару, занижая его. В результате он имел огромное торговое сальдо и накопил значительные валютные резервы.
Это работало на протяжении последних десяти лет, пока США, Европа и Япония не переняли китайскую тактику - они тоже стали занижать стоимость своей валюты. За пять лет евро упало на 28% по отношению к юаню; йена снизилась на 29%; даже доллар, который за последний год рос на фоне других валют по отношению к юаню, снизился на 9%.
Это означает, что китайские товары стали менее конкурентоспособными на международном рынке. Эта тенденция отражается в торговой статистике с конца прошлого года. Очевидно, что всё это не способствует росту китайского экспорта в Японию и Европу.
Хорошей новостью для Китая является то, что теперь он сможет закупать больше импортных товаров по более низким ценам. Даже если объём импорта не изменится, оборот доллара (или юаня) будет уменьшаться из-за низких цен.
Падение импорта отражает снижение спроса в китайской экономике в целом, рост которой снизился до 7,3% в 2014 г. Это самый низкий показатель за последние десятилетия.
Для США сильный доллар - не помеха для успешной торговли. Объём импорта из Китая в США с января по февраль 2015 г. снизился на $7 миллиардов (20%). В свою очередь экспорт американских товаров в Китай упал лишь на 11% или $1 миллиард.