11 апреля во Владивостоке откроется выставка «Город солнца. Архитектура коммунизма»

Выставка познакомит посетителей с лучшими достижениями советской «космической» архитектуры 1960-1980-х годов

12:23, 7 апреля 2014 Культура
7f3264446cd5b6dbf3dd795da279945d.jpg

11 апреля 2014 года в 15.00 в Музее современного искусства АРТЭТАЖпо адресу г.Владивосток, ул.Аксаковская,12 (ост. “Фуникулер”) открывается выставка«Город солнца. Архитектура коммунизма». Открытие выставки приурочено к Всемирномудню космонавтики. Экспозиция представляет фотографии передовых образцов архитектурыСоветского Союза 1960-1980-х годов, в которых нашла отражение идея космической устремленностиэпохи, дух СССР, как сверхдержавы, сохраняющей свое первенство в освоении и изучениикосмоса. Около 100 фотографий знакомят с лучшими постройками «космическо-коммунистического стиля», возведенными повсей стране: от Владивостока до Калининграда. Организатор выставки – Приморскоеотделение Всероссийского Движения «Суть времени».

Период 1960-1980-х годов в советской архитектуре традиционносчитается эстетически скучным. Постройкиэтого времени в основном ассоциируются с типовыми проектами и безликой застройкой,жестким функционализмом и диктатом индустриального дизайна. Эти стереотипы оставляютв тени целый пласт передовой отечественной архитектуры с ее ярко выраженной свободойтворческой мысли, духом эксперимента и новаторства - архитектуры нового «космическо-коммунистического»стиля (по определению французского фотографа Фредерика Шобена).

Тема космоса стала одной из смыслообразующих в советской культуре1960-1980-х годов. В огромном количестве художественных произведений – литературе,кино, музыке, архитектурных проектах – футуристических дух исторической Новизныи образ Светлого будущего советского человека. В этом не оформленном до конца единымманифестом направлении искусства читается устремления советских людей к Справедливомумиру, космическим далям, покорению запредельного.И именно в архитектуре как синтетической деятельности, объединяющей начала изобразительногоискусства, инженерии и науки заложены «космические» культурные коды советской эпохи.Расшифровать некоторые из них и показать современниками образ будущего, которыйбыл у советского человека, и призвана выставка.

В центре внимания архитекторов условно «послесталинского» и «доперестроечного»периода, помимо вопросов массового строительства недорогого жилья для советскихграждан, была и более сложная проблематикаотношений между природой и человеком, между научно-техническим прогрессом и историей,наконец, между человечеством и космическими процессами, которые они пытались выразитьчерез новый выразительный язык. В его поискахархитекторы обращались и к достижениям современной западной архитектуры, и традициям национального зодчества многонациональногоСССР, и опыту своих предшественников – архитекторов 1920-1930-х годов. Результатом стал целый ряд авторских построек,сооруженных в разных уголках страны, в которых прочитываются черты «большого космическогостиля», гармонично сочетающего в себе вневременное и современное.

Выставка познакомит посетителей с лучшими достижениями советской«космической» архитектуры 1960-1980-х годов. Смелые композиционно-простанственныерешения, выразительные сопоставления объемов, сочетающиеся с монументальной основательностью,отличают здания Президиума Академии наук СССР в Москве (1968-1982), НИИ почвоведенияи агрономии в Минске (1972), Центра парусного спорта в Таллине (1980), и позволяютговорить о них, как о программных сооруженияхархитектуры «космическо-коммунистической» эпохи. Продолжают этот ряд постройки,формы которых вызывают прямые ассоциации с космическими объектами, межгалактическимикораблями и летающими тарелками: здания Музея Автомобильного завода имени Ленинскогокомсомола в Москве (1972), кафе-ресторана «Поплавок» в Днепропетровске (1976) и многие другие.