Культурная революция: приморский вариант

Общественный совет по культуре породил не ответы, а проблемы

17:44, 24 марта 2014 Культура
40eab1860f3409cc73684834883db9a2.jpg

Приморской краевой филармонии и Владивостокскому художественному училищу рекомендовали новых директоров, а худруку Приморского краевого театра молодежи позволили остаться. Правда, не навсегда. Таков вердикт заседания Общественного совета по культуре при губернаторе Приморья, который состоялся 21 марта.

Прогнозы сбылись

В газете «Владивосток» за 20 марта этого года был опубликован материал «Галопом по культуре», попытка прогноза по смене руководителей в ряде ключевых учреждений, подведомственных краевому департаменту культуры, у которых 1 апреля заканчиваются контракты с данным ведомством. Сегодня, когда заседание совета позади, мы можем сказать, что наши прогнозы сбылись. (См. также http://vladnews.ru/2014/03/19/78194/galopom-po-kulture.html за 20.03.2014, «Галопом по культуре: скачки продолжаются»)

Как мы и предсказывали, директор Владивостокского художественного училища Николай Тимофеев лишился своей должности. Общественный совет рекомендовал на его место Андрея Обманца, педагога этого училища. Ефим Звеняцкий и худрук Краевого театра кукол Виктор Бусаренко остались руководителями своих учреждений культуры. Во-первых, в данных момент у этих персон нет достойных противников. Во-вторых, замена худрука театра им. М. Горького, по совместительству генерального директора предстоящего 12-го Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого», была бы не логичной: коней на переправе не меняют. Ничего не изменилось в карьере директора Приморской краевой детской библиотеки Елены Кулинок и директора Приморской краевой библиотеки для слепых Елены Кислициной.

Не нашлось достойной замены и худруку Приморского театра молодежи Виктору Галкину. Его концепция развития до 2017 года вверенного ему учреждения культуры оказалась на несколько порядков качественней, чем у его конкурентов - заведующего литературной частью Театра молодежи Сергея Руденка и директора «Центра поддержки и развития фестивально-конкурсных, праздничных программ «Рустика» Светланы Чепиноги. Между прочим, близкой подруги руководителя краевого департамента культуры Анны Алеко.

Амбициозному и бесспорно перспективному режиссеру Руденку, поставившему на сцене «молодежки» и ДОФ несколько аншлаговых спектаклей, не помогла выйти в лидеры и почетная грамота «За вклад в культуру Приморского края», которую ему вручили незадолго до заседания совета от имени краевого департамента культуры. Кстати, точно такую «ценную бумагу» получил и актер Театра молодежи Никита Сальков, хотя худрук Виктор Галкин возражал против награждения этих персон. По его словам, время наград еще не пришло, поскольку до 75-летия Театра молодежи еще полтора года. Кроме того, по его словам, в коллективе театра есть более достойные фигуры, которых чиновники почему-то не заметили.

ТЮЗ никуда не пропал

По персоне худрука Театра молодежи члены совета приняли неоднозначное решение: порекомендовали оставить Виктора Галкина в роли худрука. И вместе с тем, реанимировать в театре должность директора, который бы занимался коммерческой стороной предприятия. Для этого надо будет переписать Устав и штатное расписание театра, где должность директора с недавних пор отсутствует. Так же члены совета предложили объявить всероссийский конкурс на должность худрука Театра молодежи, чтобы внести свежую струю в его деятельность. По аналогии с Приморской краевой филармонией, где в свое время также был объявлен конкурс на вакантное место дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра (ТСО). Как известно, победителем этого творческого ристалища стал заслуженный артист России Анатолий Смирнов, до этого 15 лет отработавший дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра…

Только непонятно на сегодня, куда пристроить Светлану Чепиногу, которая на роль директора Приморского краевого театра молодежи явно не тянет? Опыта маловато. Согласитесь, организация международных соревнований по аквабайку в прошлом году за бюджетные деньги, которыми занималась компания «Рустика», – это еще не показатель творческих возможностей человека.

Надо добавить, что одной из претензий руководства краевого департамента культуры к худруку Театра молодежи была якобы его «не эффективность». Мол, при Галкине ТЮЗ перестал отвечать своему статусу. На самом деле – это песни в пользу бедных и сирот. Сегодня в репертуаре театра почти 80 процентов спектаклей детской, подростковой и юношеской тематики. Подобной «молодежной» процентовкой не могут похвастаться многие российские Театры юного зрителя, вынужденные выживать за счет взрослого репертуара.

Фирма развалилась, хозяин скрылся

Выбор кандидата на должность директора Приморской краевой филармонии оказался наиболее простым. В этой номинации также было три претендента, ее нынешний руководитель Алексей Макаренко, бывший директор филармонии Олег Грязин и Валерия Заруцкая, «темная лошадка», как для членов совета, так и для культурной общественности Владивостока. Поскольку до заседания совета об этой 39-летнй даме было известно лишь, что она - из ближнего круга жены губернатора Приморья, и что госпожа Заруцкая берет уроки живописи у Ирины Миклушевской. И все! О том, что конкурсантка, историк по образованию, начинала свою трудовую деятельность администратором в Тихоокеанском симфоническом оркестре, где также работала заместителем директора и еще полтора года - начальником отдела маркетинга и организации зрителя в… Приморской краевой филармонии, не сообщало ни одно приморское СМИ. В данный момент она – руководит компанией «Арт Классик», специализирующейся на организации промо-мероприятий, концертов и концертных туров. То есть, у Заруцкой есть опыт работы в культуре и шоу-бизнесе. Как впрочем, и у ее конкурентов: Алексей Макаренко возглавляет Приморскую краевую филармонию с 2002 года, а до этого филармонией 16 лет руководил Олег Грязин, оставившей эту должность «по собственному желанию» в апреле 2002 года. 

- В связи со сменой руководителя края, которому нужно было трудоустроить своего товарища, - как он написал в своем резюме в общественный совет.

Москвич Грязин прислал на конкурс самую краткую концепцию, всего на одном листке, которую члены совета даже не рассматривали, посчитав ее несерьезной. Но, возможно, это был тот самый случай, когда краткость – сестра таланта, а присяжные ее не увидели. Или не захотели увидеть?

Проект концепции Алексея Макаренко занял более десяти страниц, из них первые три – посвящены «сохранению и должному содержанию комплекса зданий» филармонии. В своем труде нынешний директор этого очага культуры сделал акцент на текущем и капитальном ремонте внутренних помещений, канализации, крыши и фасада. Хотя филармония лишь несколько лет назад вышла из капитального ремонта и до сих пор официально не введена в эксплуатацию. Так как фирма, производившая ремонт, развалилась, а ее хозяин скрылся за рубежом.

«Темная лошадка» в авангарде

«Хозяйственный» подход к культуре не вдохновил членов совета, и они отдали предпочтение концепции развития Приморской краевой филармонии на период до 2017 года, предложенной Валерией Заруцкой. Ее проект сочли наиболее вразумительным и жизнеспособным.

Но, даже если бы концепция Алексея Макаренко была признана самой лучшей, то, по всему, в филармонии ему бы уже ничего не светило. Как стало известно «В», за несколько дней до заседания членов совета у него состоялась встреча с вице-губернатором Ириной Васильковой, курирующей культуру в крае. Где ему прямым текстом посоветовали написать заявление «по собственному». По некоторым сведениям, на Макаренко пожаловались в вышестоящие инстанции строители, планирующие завершить текущий ремонт здания филармонии с последующим вводом его в эксплуатацию. Но встретиться с руководителем этой бюджетной организации им якобы не удавалось длительное время. Эта жалоба вкупе с неоднократными жалобами музыкантов ТСО на бездеятельность руководителя филармонии, превратившего, по их словам, учреждение культуры в заурядную прокатную площадку, и поставила точку на 12-летней карьере Алексея Макаренко в должности директора филармонии.

Между тем, не исключено, что он все-таки останется работать в этой организации в качестве… заместителя директора по развитию. С таким предложением выступил один из членов совета. Хотя такой должности в штатном расписании филармонии нет.

Рекомендации, что дышло?

Здравомыслящей эту идею назвать нельзя. Согласитесь, руководитель, смещенный с должности, и новичок, между собой никогда не уживутся. Новый директор не потерпит в своем коллективе «пятую колонну». Кроме того, как можно ставить на развитие организации человека, которого фактически обвиняют в ее развале. Скорее всего, Макаренко не примет это предложение. И напишет заявление «по собственному», как это сделал его предшественник Олег Грязин 12 лет назад.

Возможно, что итоги совета по культуре могут быть пересмотрены, поскольку носят рекомендательный характер. По крайней мере, в отношении Приморского краевого театра молодежи и Приморской краевой филармонии. Как стало известно «В», коллектив театра молодежи намерен обратиться с письмом в Министерство культуры РФ в защиту своего худрука Виктора Галкина. Чтобы местные чиновники от культуры оставили его в покое и дали театру спокойно работать. Кроме того, на прошлой неделе Олег Грязин встречался в Москве с вице-губернатором Ириной Васильковой. Чем закончилось их рандеву, пока неизвестно. Но не исключено, что фигура бывшего руководителя филармонии еще может появиться на культурном горизонте Приморья. Поскольку, Олег Грязин в стороне от местных околокультурных скандалов, как и «в связях порочащих его», замечен не был.

Напомним, что в прошлом году, когда выбирали директора Приморской картинной галереи, шесть членов совета из одиннадцати проголосовали за Ольгу Зотову, кандидата искусствоведческих наук, без пяти минут доктора наук. Тем не менее, последнее слово осталось за главой краевого департамента культуры: Анна Алеко отдала бразды правления главному хранителю галереи Алене Доценко, которая не имеет ни ученых степеней, ни званий, ни научных трудов. Зачем тогда, спрашивается, фарс с заседаниями совета?

Мы ждем перемен!

Под завязку несколько слов о совете. И здесь впору спросить, а судьи кто? Если это, действительно, общественный совещательный орган, в котором должны присутствовать независимые представители общественности, тогда почему тогда в совете руководители учреждений, непосредственно подчиняющиеся краевому департаменту культуры? Я имею в виду, худрука Краевого академического театра им. М.Горького Ефима Звеняцкого, директора Приморского государственного музея им. В.К.Арсеньева Виктора Шалая и директора Приморской краевой публичной библиотеки им. М.Горького Александра Брюханова. Разве могут эти люди, какими бы они честными не были, пойти против воли своего работодателя. Я буду рад, если ошибаюсь. При таком раскладе это получается не Общественный совет по культуре при губернаторе, а собрание членов кружка имени Анны Алеко. Правда, в апреле истекает срок полномочий нынешнего состава совета. Будем надеяться, что совет следующего созыва, действительно, будет общественным, а не ангажированным из сотрудников учреждений культуры.

Симптоматично, но в последнее время по Владивостоку ходят разговоры о глобальных кадровых перестановках в краевом департаменте культуры. Знающие люди утверждают, что Анна Николаевна нацелилась на работу в Москве, а на ее место в департаменте культуры уже есть претендент. Поэтому, вполне вероятно, что Приморье, в недалеком будущем, произойдет культурная революция. Впрочем, поживем, увидим.   

Источник: Сергей КОЖИН, РИА "VladNews"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!