В Приморской краевой филармонии (в рамках всемирного дня франкофонии и при содействии Альянс-Франсез-Владивосток) состоялся концерт Яна Тамбура – француза, играющего на инструменте, которого Владивосток еще не видел.
Ян Тамбур привез в наш город кору – струнный инструмент родом из Западной Африки. Его основа – обтянутый кожей калебас (сорт тыквы). Звук коры изумил публику – чистый, почти кристальный, похожий на арфу и гитару одновременно…
- Ян, как вы начали играть на коре и чем она вас привлекла?
- Я классический гитарист, это мое музыкальное образование. Но я всегда был недоволен тем, что во время игры на гитаре моя левая рука задействована меньше, чем правая. Когда я однажды увидел, как играют на коре, и понял, что для этого исполнения нужно полноценно владеть двумя руками, я просто был поражен. И стал осваивать кору. Она помогла мне перейти на новый уровень, я смог развить левую руку так же, как правую. Более того – работа с корой повлияла на мой стиль игры на классической гитаре!
- Вы сами делаете инструменты для себя, а где берете тыквы, к примеру?
- И не только для себя. Я делаю коры и для других музыкантов. Кстати, традиционные коры намного больше, я стал делать инструменты небольшого размера, чтобы легче было с ними путешествовать. И играю я не в традиционной для Западной Африке манере.
Что же до тыкв… Покупаю их или в Африке, где часто бываю, или во Франции, где сейчас довольно большая община выходцев из Западной Африки. Калебасы не едят, их выращивают для нужд хозяйства – к примеру, делают посуду. И на рынках, как правило, большой выбор калебасов – ходи, присматривайся… В каком-то смысле выбираешь их так же, как арбузы, те же сложности, не узнаешь, пока не разрежешь, спелый арбуз или нет. По виду калебаса не узнаешь, будет он хорошо звучать или нет… Есть такой риск.
- Насколько кора прихотливый инструмент? Не портится ликалебас, к примеру, от влажности, ведь все-таки это тыква…
- Несмотря на свой хрупкий вид, кора может служить довольно долго. Она менее прихотлива, чем мои гитары. После путешествий ее нужно только настроить. И, как любой инструмент, конечно, нужно беречь от сильных перепадов – температур или влажности…
Более всего влажность влияет не на калебас, а на кожу, которой он обтянут. Вот недавно пришлось ремонтировать инструмент, который прослужил семь лет, - менять кожу. Но дело было как раз в том, что она была обработана химическими реагентами, сейчас я работаю над корой, которая будет обтянута кожей, обработанной исключительно традиционными африканскими способами. Такая кора сможет, я уверен, прослужить до 100 лет.
- Никто не пишет «симфонию для коры с оркестром». Вы сами создаете переложения музыкальных произведений?
- Да. Вообще я считаю, что на любом инструменте можно сыграть произведение любого жанра, лишь бы это хорошо звучало.
Однажды я собрал ансамбль: два скрипача, виолончелист, исполнитель на коре в традиционной африканской манере и я. И мы сделали альбом, играли концерты, пели французский шансон и английский фолк. Этот проект, кстати, привлек ко мне новую публику – людей, склонных слушать более классическую музыку.