Во Владивостоке начинает работу выставка «Мир индонезийского театра»

Владивостокскому зрителю предоставляется уникальная возможность

16:27, 7 ноября 2012 Культура
c988fbb53da43d5d78b3ec63dc880b2c.jpg

С 13 ноября в галерее «Арка» начинает работу выставка «Андакен Пенурат – юный князь-Панджи. Мир индонезийского театра», открывающая загадочный мир театрального искусства Индонезии, крупнейшего островного государства Юго-Восточной Азии. В экспозиции представлены куклы театра теней и уникальное, воссозданное в XXI веке современным художником панно XVIII века из частной коллекции Тофика Рахзена (Джакарта, Индонезия).

На Малайском архипелаге театральные представления уже давно стали одной из важнейших составляющих духовной культуры местных жителей, в первую очередь обитателей островов Ява и Бали. Именно поэтому слово ваянг известно каждому индонезийцу, им обозначают как кукол, так и само театральное действо.

Владивостокскому зрителю предоставляется уникальная возможность увидеть куклы теневого театра ваянг кулит и театра объемных деревянных марионеток ваянг голек с острова Ява и самое главное - живописное многометровое полотно, на котором изображены сцены из яванского сказания о похождениях юного князя – Панджи и его возлюбленной принцессы Секар Таджи. Эти картины предназначены для спектаклей театра ваянг бебер, в которых распорядитель действа даланг выступает в первую очередь как рассказчик, сопровождая свою историю показом рисованных картин, намотанных на два вертикальных шеста (бебер в индонезийском языке означает «раскручивать, разворачивать»). Аккомпанируют ему несколько музыкантов, играющих на ксилофонах, гонгах и ребабе. В наши дни ваянг бебер – это почти исчезнувшее искусство, к возрождению которого в последние годы яванские специалисту по театру прилагают большие усилия. Сохранились лишь два набора старинных картин, которые можно датировать XVII–XVIII вв. Эти свитки считаются священными реликвиями, наделенными магической силой, и представления с их демонстрацией устраиваются лишь во время особо важных церемоний. К сожалению, состояние картин оставляет желать лучшего, поэтому в начале 2000-х годов владельцы позволили скопировать их, чтобы сберечь уникальное наследие и познакомить с ним как можно большее число людей. Одна из таких работ, выполненная по мотивам свитка из яванского округа Пачитан, и представлена на выставке. Художник, следуя за оригиналом, точно повторил композиционное построение каждого эпизода, но при этом проявил авторскую фантазию и свое видение темы в проработке деталей, декоративного оформления фона, в цветовом решении.

Выставка задумана как культурный мост между Россией и Индонезией, соединяющий культурное пространство двух стран, предоставлена Центром комплексных программ «Наследие» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Посольства Республики Индонезия в Москве. Выставка проходит в рамках культурной программы Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке и знакомит гостей выставки с культурой страны, которая будет в 2013 году принимать гостей саммита АТЭС – 2013 у себя в Индонезии.