Дайверы нашли корабль погибший в Русско-японскую войну

208-й во Владивосток не вернулся

13:21, 3 мая 2012 Культура
02cda17c7efb6ec7105962adfe70e49c.jpg

История окружает нас всюду. Даже Владивосток, буквально юнец по сравнению с иными российскими городами, может гордиться не только своей крепостью, но и участием – пусть не прямым – в Русско-японской войне. Более того, буквально рядом с Владивостоком найдены реликвии этого периода, которые могут стать ценными и даже уникальными экспонатами любого военно-морского музея.

Трагедия 208-го

В пять часов утра 4 июля 1904 года отряд российских миноносцев вышел из бухты Аякс острова Русского в залив Петра Великого на патрулирование. Когда корабли прошли траверз острова Скрыплева и повернули к Аскольду, раздался взрыв под кормой у миноносца № 208. Корабль тут же потерял ход и начал медленно уходить в воду кормой. Командир миноносца лейтенант А.Кавелин выяснил обстановку: взрывом ранено пять матросов, оторван кормовой торпедный аппарат, затоплено румпельное отделение, вода поступает в кают-компанию. Стало понятно, что небольшой корабль спасти не удастся. В машинном отделении кочегарный квартирмейстер Д.Стиплин принялся спешно выгребать жар из топок, чтобы предупредить взрыв котлов. Когда кормовая переборка уже прогибалась под напором забортной воды, он успел стравить пар.

В это время матросы разобрали спасательные пояса, помогли надеть их раненым и без паники садились в шлюпку. К гибнущему кораблю полным ходом спешили на помощь другие миноносцы отряда. Вскоре на борту 208го остались только командир и сигнальщик. Убедившись, что в помещениях никого не осталось, лейтенант Кавелин приказал сигнальщику: «Передай на миноносцы: «Не подходить. Мины!» и прыгай за борт!». Отдав свой спасательный пояс сигнальщику, который не умел плавать, он покинул тонущий корабль, поплыв к поджидавшей его шлюпке. Через восемь минут после взрыва 208й встал почти вертикально, задержался в таком положении, как бы прощаясь с командой, а затем с шумом ушел в морские волны, затонув на глубине около 30 метров.

Позже выяснилось, что минное поле, на котором подорвался 208й, было выставлено еще в ночь на 29 апреля 1904 года отрядом японских кораблей, состоящим из шести миноносцев и крейсера «Чихайа». Вскоре затонувший корабль обследовали флотские водолазы и пришли к выводу, что поднять его невозможно. Так что все работы свелись к снятию и извлечению на поверхность только палубных пушек Гочкиса. Затем проявил инициативу гражданский механик флота А.Сташкевич, который разработал план подъема миноносца с целью пустить его на металлолом. Но командование Сибирской военной флотилии ему отказало, рассчитывая все же поднять миноносец и после ремонта ввести его в строй. В 1930х годах специалисты ЭПРОНа попытались отыскать погибший 208й, но этот проект окончился неудачей…

Фото