Чем запомнится 2011 год любителям кино
В десятку вошли как самые удачные, так и самые слабые картины, как лидеры по кассовым сборам, так и проекты, не добившиеся финансового успех
Самый нашумевший фильм, которого никто не видел
Кажется, собственное мнение о фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2: Цитадель" есть у каждого жителя России. Причем нужно отметить, что значительная часть населения составила представление о картине, не удосужившись ее посмотреть. По данным "Бюллетеня кинопрокатчика", "Цитадель" собрала в прокате в пять раз меньше, чем предыдущая серия "Предстояние" (42 миллиона рублей против 217 миллионов). Количество посмотревших фильм зрителей, соответственно, тоже сильно сократилось. Конечно, это можно объяснить в том числе и тем, что "Предстояние" показывали на тысяче с лишнем экранов, а "Цитадель" - менее чем на шестиста. Но "в два раза" и "в пять раз" - это не одно и то же. Причем про "Цитадель" даже не скажешь, что она хуже первой серии - просто "Предстояния" большинству зрителей оказалось более чем достаточно.
Самый коммерчески успешный фильм года
Фильм "Гарри Поттер и дары смерти: часть II" заработал в прокате 1,3 миллиарда долларов США. В результате восьмая и заключительная лента о приключениях юного волшебника из Хогвартса стала самой успешной с финансовой точки зрения картиной года. Более того, фильм оказался на третьей строке в списке самых кассовых картин всех времен. (Поттера сумели обойти только "Аватар" и "Титаник".) При этом у поклонников книг Джоан Роулинг мнение о ленте сложилось неоднозначное. Многие фанаты считают, что экранизация получилась довольно неудачной.
Фильм, который обсуждали не из-за его художественных качеств
Понятно, что новейшую работу датского режиссера Ларса фон Триера - ленту "Меланхолия" - обсуждали в том числе и из-за ее художественных качеств. Тем не менее, одной из основных тем для разговора стала пресс-конференция, приуроченная к показу фильма на кинофестивале в Каннах. На этом мероприятии фон Триер заявил, в частности, что намеревается снять четырехчасовой порнофильм, в котором будут заняты звезды "Меланхолии" Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. Затем режиссер сообщил, что, в общем-то, в каком-то смысле понимает Гитлера и вообще является нацистом. Потом Ларс извинялся за сказанное, однако в Каннах его объявили персоной нон грата. Фильм при этом из фестивальной программы исключать не стали. Сама же лента "Меланхолия" - это история о глобальной катастрофе (Земля сталкивается с некой планетой) и о том, что разные люди на приближающийся конец света реагируют по-разному.
Самый скромный из успешных фильмов
Британский режиссер Том Хупер снял историческую драму "Король говорит!" за смешные по нынешним временам деньги - 15 миллионов долларов США. Речь в фильме шла о короле Георге VI и логопеде Лайонеле Логе, который помог монарху справиться с заиканием и неуверенностью в себе. Лента Хупера без лишнего шума умудрилась собрать столько призов, сколько в прошлом году не досталось, кажется, ни одной другой картине. В частности, сыгравший Георга VI Колин Ферт получил за эту актерскую работу "Золотой глобус". Фильм был номинирован на 14 премий Британской киноакадемии (и получил семь из них). И, наконец, картина Хупера удостоилась четырех "Оскаров", в том числе в основной номинации "Лучший фильм".
Самые перехваленные фильмы
За свою 40-летнюю карьеру Терренс Малик поставил всего пять полнометражных фильмов, но сумел получить статус одного из самых уважаемых американских режиссеров. Картина "Древо жизни", последняя на сегодняшний день работа кинематографиста, была представлена зрителям в мае 2011 года на кинофестивале в Каннах. Фильм получил главную премию мероприятия - "Золотую пальмовую ветвь". С технической точки зрения к картине не придерешься: работа оператора, актеры, звуковое сопровождение - все на высоте. Проблема только в том, что Малик решил снять фильм сразу обо всем, объяснить зрителям как устроен мир. В результате качественная семейная драма в "Древе жизни" соседствует с компьютерными динозаврами и видеозарисовками в духе канала Discovery. К сожалению, пытаясь поговорить сразу обо всем, режиссер, кажется, забыл, что именно хотел сказать. Примечательно, что Малик, до сих пор снимавший фильмы весьма неторопливо, в настоящее время занят сразу тремя новыми проектами.
Фильм "Черный лебедь" оказался самой успешной из пяти картин, поставленных режиссером Дарреном Аронофски. Более того, ленту выдвигали на пять "Оскаров". Правда, в результате фильму досталась всего одна награда Американской киноакадемии. Премии удостоилась актриса Натали Портман, сыгравшая главную героиню "Черного лебедя" - балерину Нину. Картина, собственно, рассказывает о том, как героиня Портман сходит с ума учится танцевать ищет себя. Помнится, Аронофски снял фильм "Реквием по мечте", в котором речь шла о наркоманах. После просмотра ленты у многих зрителей возникло стойкое отвращение к наркотикам. К сожалению, после знакомства с "Черным лебедем" многие могут начать испытывать сходные чувства по отношению к балету. Причем не только к "Лебединому озеру".
Самый удачный из провалившихся фильмов
Нельзя сказать, что лента Мишеля Гондри "Зеленый шершень" совсем уж провалилась в прокате. Общие сборы картины составили более 227 миллионов долларов США при бюджете в 120 миллионов. То есть студия скорее всего все же что-то заработала, даже если учитывать расходы на рекламную кампанию. А вот критики разнесли "Зеленого шершня" в пух и прах (рейтинг на Metacritic - 39 из 100, на Rotten Tomatoes - 44 из 100). Почему, спрашивается? Сейчас же модно говорить о деконструкции супергероического жанра. И Гондри на пару с Сетом Рогеном разрушают этот самый жанр с такой увлеченностью и изобретательностью, что Нолану остается только удавиться от зависти.
Просто хорошие фильмы
Дункан Джонс (сын Дэвида Боуи) снял свою дебютную полнометражку "Луна" в 2009 году. События этой ленты разворачивались на лунной базе, и в кадре на протяжении полутора часов присутствовал один-единственный актер - Сэм Рокуэлл. Фильм Джонса "Исходный код" тоже является фантастикой и, как и "Луна", довольно лаконичен. Актеров стало побольше (главные роли, в частности, исполняют Джейк Джилленхол и Мишель Монахэн), но большую часть фильма они проводят в вагоне электрички. Впрочем, лаконичность не помешала обеим работам Джонса войти в число лучших фантастических фильмов последних лет.
"Резня" Романа Поланского - еще один крайне лаконичный фильм. На протяжении всей ленты (за исключением нескольких минут в самом начале и в конце) четыре взрослых человека сидят в квартире и обсуждают поведение своих сыновей. То есть разговор только начинается как обсуждение поведения детей. Затем диалог превращается в ссору, а та перерастает в скандал. Взрослые пускают в ход такие аргументы, каких и дети бы постеснялись. Идея "Резни" кажется не слишком новой и довольно скучной, но Поланскому (а также занятым в фильме актерам) удалось превратить обычную ругань в нечто крайне увлекательное.
Ленту "Огни притона" Александра Гордона показывали в рамках основной программы фестиваля "Кинотавр"-2011. Фильм в результате удостоился всего одного знака отличия - Оксану Фандеру, исполнившую в картине главную роль, наградили спецдипломом с формулировкой "за неповторимое сочетание красоты и таланта". Мне кажется, что "Огни притона" заслуживают большего. Причем довольно сложно объяснить, в чем именно секрет фильма. Пересказывать сюжет бессмысленно - Одесса, 1950-е годы, маленький "бордель" (именно так, в кавычках), которым руководит мама Люба - и что с того? Тем не менее, у Гордона получился один из самых трогательных (но не сопливых) российских фильмов 2011 года.
Источник: Lenta.ru
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!