Что может стать причиной дефицита бензина на Дальнем Востоке

В регион начался завоз автомобильного топлива иностранного производства

18:10, 19 сентября 2011 Общество
d209950fd25cd3f89cd4637c057a8631.jpg

По данным интернет-ресурса AutoNews.ru, с 31 августа на Дальний Восток начался завоз автомобильного топлива иностранного производства. Поставщиками выступают нефтеперерабатывающие заводы Японии и Сингапура, а закупки осуществляют крупные региональные участники рынка. При этом литр иностранного бензина обходится потребителям не дороже отечественного. Как отмечается, беспрецедентная инициатива вызвана тем, что отечественные дальневосточные НПЗ не обеспечивают необходимые объемы поставок и высокое качество топлива. В качестве примера приводится недавняя ситуация на Камчатке, когда с заправок исчез бензин марок Аи-95 и Аи-98, а 92-й подорожал до 33 рублей за литр.
 
Однако, как сообщил газете «Владивосток» источник в одной из крупнейших компаний – поставщиков топлива на Дальний Восток - «НК «Альянс», факты масштабного завоза топлива из-за рубежа на Дальний Восток ему неизвестны, хотя намерения закупать импортный бензин есть.
В настоящее время «НК «Альянс» увеличивает закупки бензина на внутреннем рынке и создает товарный запас с целью предотвращения дефицита, возможность которого не исключается из-за ремонта на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и напряженной ситуацией на железной дороге.

« Нефть для Хабаровского НПЗ сейчас тормозится на Забайкальской железной дороге, -. - На ДВЖД по-прежнему авралят то там, то тут, пустые вагоны простаивают в радиусе 200 км от Хабаровска (информация на начало сентября – прим. автора). Недостаточная пропускная возможность железной дороги ограничивает как загрузку сырьем Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, так и отгрузку готовой продукции, - отметил собеседник «В».
То есть, пока не будет подключения нефтеперерабатывающих заводов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре к магистральной трубе, производство в регионе наращивать нельзя.

Что касается импорта бензинов, то действительно, «НК «Альянс» вел переговоры на предмет поставки топлива с целым рядом корейских и японских компаний, включая LG, Daewoo, Marubeni, Samsung, Mitsui, но разговоры результатов пока не дали. Свободных ресурсов на внешнем рынке мало, а те, что предлагают, не устраивают по цене. Минимальная оптовая цена тонны высокооктанового бензина во Владивостоке - 43-44 тыс. руб., плюс перевалка, сбытовая надбавка. Нетрудно подсчитать, на сколько должен подняться ценник на автозаправочных станциях.

В Приморье цены на АЗС растут, но недостатка в нефтепродуктах не ощущается. Так, по данным Приморскстата, с конца августа в городах и районах края наблюдался рост цен на все марки бензина и дизельное топливо. По итогам первой декады сентября средняя цена бензина по Владивостоку составила: марки АИ-80 – 28.17 рубля, АИ-92 – 28.46, АИ-95 – 30.13, дизельного топлива – 27.84 рубля за литр.

Что касается дефицита высооктановых бензинов и очередей на АЗС, то во Владивостоке повторения нынешней камчатской ситуации пока не предвидится. Один из независимых розничных продавцов бензина – представитель сети АЗС «Benzo», которая насчитывает свыше 10 заправочных станций на территории Приморья, отмечает, что объемы продаж резко растут с весны, когда идет посевная кампания, с наступлением положительных температур оживают строительные площадки. Летом спрос на «овес» для железных «коней» подогревает паломничество туристов к морю, на «природу», на свои дачные участки и огороды. Однако в сентябре именно у АЗС, где заправляются автомобили, начинают падать продажи, и уже к ноябрю их объемы снижаются почти наполовину.

- На сегодня поставки топлива идут бесперебойно, мы работаем в штатном режиме, - отметил топ-менеджер сети АЗС «Benzo». - Что будет через два месяца, не могу предположить, поскольку наши запасы позволяют говорить только о самой ближайшей перспективе. У нас есть возможность запасти топливо на месяц-другой. Но такими складскими ресурсами как национальные компании мы, конечно, не обладаем. Если у них возникнут проблемы сейчас, то на автолюбителях это отразится через месяц.

Похоже, сбывается прогноз, данный еще в августе интернет-ресурсом  Vladnews, когда оптовые поставщики заявили о необходимости повысить цены на АЗС Приморья разом на 8-10 рублей, чтобы не допустить дефицита автомобильного топлива. Однако властные структуры потребовали от королей бензоколонок ограничить свои аппетиты увеличением стоимости на 2-3 рубля. Время покажет, как долго смогут нефтяные короли держать цены в регионе в рекомендованном диапазоне и в то же время не допускать появления на АЗС табличек «бензина нет».

Татьяна Ярмоленко

Источник: газета Владивосток