Следователи определились с версиями катастрофы в Ярославле

Среди причин крушения Як-42 отрабатывают неисправность самолета, ошибки пилотов и теракт

15:07, 8 сентября 2011 Происшествия
da08219872b3f20b3f52297db7f0de55.jpg

Следствие отрабатывает несколько версий авиакатастрофы Як-42 в Ярославле, в которой погибли 45 человек: восемь членов экипажа и местная хоккейная команда «Локомотив». Эксперты считают, что трагедия могла произойти из-за технической неисправности, нарушений правил эксплуатации самолета, ошибок пилотов и теракта. Уголовное дело пока возбуждено по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта»).

По уточненным данным, 7 сентября в 16.05 мск, буквально сразу после взлета из аэропорта Туношна, Як-42 неожиданно рухнул на землю. Специалисты называют среди наиболее вероятных причин гибели Як-42 перегруз или недостаточную тягу двигателей, либо совокупность этих факторов.

— По словам диспетчера, лайнер оторвался от полосы слишком далеко, «перебежав» ее. Такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей, — объясняет эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев. — Пройдя «точку принятия решения», в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он скорее всего совершил типичную ошибку — «поддернул» лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло.

По словам эксперта, недостаток мощности двигателей также возможен и из-за некачественного керосина — сейчас в аэропортах дефицит топлива. Также двигатель может потерять мощность и из-за попадания птицы в турбину. Среди других возможных причин крушения самолета Гусев называет невыпущенные закрылки или их несинхронную работу. По такой же причине в Москве на взлете разбился самолет Як-40 с журналистом Артемом Боровиком на борту.

— В авиации подобные катастрофы называют «лейтенантской ошибкой», свойственной молодым пилотам, — поясняет Гусев. — Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя — самоубийство.

С мнением Андрея Гусева согласен и другой эксперт — летчик-испытатель Александр Акименков.

— Есть такое понятие, как продолженный взлет и прерванный взлет, — говорит Акименков. — Прерванный, когда самолет успевает затормозить на взлетной полосе. Но у них, видимо, падение тяги произошло, когда уже остановить самолет было невозможно. Тяга могла упасть, потому что произошло нарушение работы топливной системы и в итоге снизилась подача топлива в двигатели. Вот летчики и решили уйти продолженным взлетом. Методика такого взлета требует соответствующей подготовки. Рядовых летчиков этой методике не обучают. Поднять самолет они, к сожалению, не смогли.

На месте авиакатастрофы также работают сотрудники спецслужб, которые отрабатывают версию теракта. Очевидцы катастрофы Як-42 утверждают, что слышали хлопок, после которого самолет развалился в воздухе. На землю упали уже обломки.

Росавиация утверждает, что самолет перед вылетом прошел оперативную форму технического обслуживания. Замечаний по его техническому состоянию выявлено не было.

Известно, что разбившийся самолет Як-42 (бортовой номер RA-42434) был запущен в эксплуатацию 1 октября 1993 года. Изначально принадлежал авиакомпании «Орел-авиа — Универсал». В 1997 году его купила «Быково-авиа». В 2005 году он перешел к авиакомпании «Аэрорент». У «Як-Сервиса» он с сентября 2009 года. По данным на 1 января 2011 года самолет налетал всего 6310 часов при ресурсе 15 тыс. часов. Средний налет — 29 часов в месяц, совершал по три рейса в неделю. Средняя продолжительность рейса — 2 часа. Борт был рассчитан на 73 пассажира. В нем был VIP-салон. Экипаж — три человека.

Борт был приписан к знаменитому Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева. У самолета на фюзеляже красовалась эмблема ракеты «Протон», самого знаменитого изделия ГКНПЦ.

— Самолет действительно наш, но мы его сами брали в субаренду для перелетов членов комиссии на пуски ракет на Байконур, — рассказал «Известиям» официальный представитель НПЦ Александр Бобренев. — Последний раз мы пользовались этим самолетом в августе. Нареканий не было. Обслуживание самолета ведет не наше предприятие.


Источник: izvestia.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!