Уже давно перестала существовать советская армия, объемы которой были колоссальными, однако система подготовки офицерских кадров продолжает вестись все по тем же принципам, что и 25-30 лет назад. Численный состав вооруженных сил России составляет лишь пятую часть от численного состава армии советских времен, но, похоже, это до сих пор не наводило военных чиновников на мысль, что и обучение в военных вузах должно претерпеть некоторые изменения. В 90-е годы по понятным причинам подготовка офицеров шла по инерции, получив импульс еще в брежневские годы.
Еще совсем недавно из числа выпускников военных вузов больше половины уходили в коммерцию, охранные структуры, а то и непосредственно в криминальные сообщества. Необеспеченность российских военнослужащих ни жильем, ни надежными социальными гарантиями пугала выпускников военных училищ нашей страны. Молодые люди, на обучение которых Министерство обороны тратило огромные средства, прощались с армией очень легко. Этих людей вполне можно понять. Те же, кто оставался вариться в этом постсоветском военном котле, осознавали, что современные локальные конфликты идут вовсе не по тем сценариям, которые описывались в вузовских учебниках. Противник, оказалось, не желает рыть окопы и встречать наши танки на открытых полях, а, почему-то, предпочитает все больше войну партизанскую, удары с тыла и прочие вещи, которым молодых лейтенантов, почему-то не учили. Первые плоды полного несоответствия методики и программы обучения российского офицерского корпуса мы пожинали в первую чеченскую. Павел Грачев с широкой улыбкой объявил, что Грозный будет взят в течение недели-двух, но «подлые» чеченцы в своей основной массе, видимо, не читали советских учебников и потому сдаваться нагрянувшим федеральным войскам вовсе не собирались.
Еще тогда появились первые слова о том, что российская армия нуждается не только в обновлении вооружений, но и в специалистах, понимающих, как вести боевые действия в новых реалиях. Некоторые тут же вспомнили, что в большинстве российских гражданских вузов имеются военные кафедры. Поступило предложения комплектовать российскую армию высококлассными специалистами, имеющими технические специальности для управления новыми средствами ведения боя, которые в свою очередь, почему-то, не поддавались выпускникам военных вузов. Только вот военные чиновники не учли, что львиная доля выпускников этих самых кафедр не собирались становиться офицерами, а желала применять свои знания в более высокооплачиваемых областях жизнедеятельности. Это стало очередным шагом к тому, чтобы пересмотреть подход к обучению курсантов военных училищ. Если советская высшая военная школа подразумевала, что молодой офицер, получая диплом, автоматически становится обладателем еще и высшего гражданского образования, то в новой России с таким дипломом далее, чем в коморку охранника автостоянки или на должность учителя ОБЖ, стало устроиться почти невозможно. Ценность военного образования понизилась до самой критической отметки.
Армия должна была стать более компактной и современной, и высшее руководство России все чаще стало заявлять о тотальной модернизации военного ведомства. При этом руководство желает перевести систему подготовки российских молодых офицеров на рельсы болонской концепции образования. Считается, что на современном этапе реформы курсантов будут обучать по специальной программе: бакалавриат - специалитет - магистратура. Система, вроде бы, должна оживить процесс подготовки военных специалистов, но вся загвоздка заключается в том, что не всегда можно за 3 года из несмышленого школьника сделать хорошего офицера, да еще и прекрасно ориентирующегося в современной военной технике. В этом случае предоставляется возможность «расширить» рамки своего образования в специальных высших военных центрах по обучению офицеров. В итоге время обучения одного классного специалиста в военной сфере может занять около 6-7 лет и стоить колоссальных средств. Однако ничего другого, что могло бы дать новый импульс российским вооруженным силам, пока не придумано. Ну не приглашать же нам, в конце концов, еще и легионеров из числа натовских сержантов для командования взводами...
Реформа обучения военнослужащих включила в себя и развитие довузовской подготовки. Уже во многих крупных городах существенная помощь оказывается так называемым кадетским корпусам. Но и здесь не удалось избежать проблем. Под видом кадетских школ все чаще по стране стали открываться классы в обычных общеобразовательных школах, которые не имеют ни малейшего отношения к военному кластеру. Дети, поступающие на учебу в такие классы, даже и не предполагают, что по итогам обучения они получат обычный школьный аттестат, который, по понятным причинам, не дает никакой гарантии поступления в военный вуз.
Ситуация усугубляется еще и тем, что военно-педагогические кадры «растеряли» свой потенциал за годы финансовых неурядиц.
В общем, перед государством стоит крайне сложная задача: пересмотреть свой взгляд на подготовку конкурентоспособных военных специалистов, проведя масштабную реорганизацию большинства имеющихся военных вузов. Главное, чтобы излишнее рвение или полумеры не привели, как у нас часто бывает, к созданию очередного Колосса на глиняных ногах вместо боеспособной и мобильной армии современной России.
Проблемы с обучением военным специальностям в России
Ситуация усугубляется еще и тем, что военно-педагогические кадры
Источник: topwar.ru
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!