Журналистика на примере балконной двери

15:08, 29 июня 2011 Общество

Недавно в одной фирме мне задали вопрос: «Что такое журналистика?». Поразмыслив, я им объяснил смысл существования журналистики на примере балконной двери. Причем дверь была частью мифа, декорацией, и, в конце концов, у нее было практическое предназначение. Свои соображения я изложу в этой авторской колонке, хотя более чем уверен, что подвергнусь критике. Но впрочем, критика – есть атрибут свободной страны.

Подведя собеседников к балконной двери, я сказал, что существование и предназначение двери можно объяснить по-разному: миф, декорация и практика… Это же относится к журналистике.

Начнем с мифа. Дверь с точки зрения мифа – важный элемент. Рождаешься – заходишь в дверь, умираешь – выходишь.

В Советском Союзе, а сейчас в КНДР, журналисты преимущественно занимались мифотворчеством. Задачей СМИ было ежедневно объяснять гражданам, что они живут в самой прекрасной стране мира. Что в ней нет социального неравенства, расовой дискриминации, не происходят аварии на шахтах, а поезда и самолеты без происшествий прибывают в пункты назначения. Конечно, время от времени случались накладки. Допустим, гибель футбольной команды «Пахтакор» было невозможно игнорировать. Тем не менее, в Советском Союзе на сей счет была замечательная оговорка: «Но несмотря на достигнутые успехи, у нас, к сожалению, существуют отдельные недостатки». К гибели «Пахтакора» это не относится. Отдельными недостатками объясняли дефицит товаров, низкое качество продукции или хамство отдельных сотрудников немногочисленного тогда бюрократического аппарата.

Минус мифа – расхождение действительности с мифом.

Плюсы мифа – сам миф о счастливой стране. Кроме того, любой журналист мог сказать мелкому ответработнику: «Да я про вас в газете напишу!», и тогда товарищ ответственный работник становился бледным, как мел, и обещал тут же исправить ошибки. И ведь исправлял!

Сейчас в современной России журналистку как миф вроде как возродили (смотрим первый и второй телеканалы). Но ключевое слово здесь «вроде». В СССР (до 1990 г) СМИ были только государственные. А сейчас госмиф вынужден конкурировать с некоторыми независимыми СМИ или блогосферой. Правда, надо отдать должное, их существование стараются не замечать.

К тому же, публикацией в СМИ чиновника на испуг не возьмешь. Даже мелкого типа Акакия Акакиевича. Он сам кого хочешь в бараний рог свернет….

Декорации. Есть дома, в которых балконы совершенно декоративные. Вроде и есть, а на них даже выйти нельзя.

Декоративная журналистика – это не только изобретение современной России. К примеру, в странах развитой диктатуры или авторитаризма СМИ выполняют роль декораций: балкон, на который выйти нельзя, или шторы, которые невозможно убрать. Но при этом спроси у диктатора или авторитариста, а есть у тебя журналистика, он тут же ответит – есть. И покажет пальцем, где эта журналистика находится…

В России роль декораций зачастую выполняют корпоративные СМИ. Квартира без балкона, штор или жалюзи – сие не есть гут. Корпорация без своей газеты – это не корпорация, не с чем даже в ночной клуб пойти или в Куршавель скататься.

Минус декорации – ее могут сменить или вообще убрать.

Плюс декорации – привлекает внимание и говорит о достатке хозяина апартаментов.

Практика. Дверь нужна для того, чтобы зайти куда-то или выйти откуда-нибудь. Еще можно ею хлопать.

На практике журналистика существует для получения информации, когда самому влом ее добывать. Да, можно прошерстить кучу разных сайтов, или прочитать свежий свод документов в «Российской газете». Ну, или сходить в министерство, ведомство, мэрию, в домоуправление, да на матч, в конце-то концов. Но зачем это делать? Для этого есть специализированные издания или журналисты, которые напишут то, о чем вы хотите узнать. И даже объяснят, почему «Спартак» проиграл «Порту» и почему цена на нефть будет колебаться на уровне 100 долларов за баррель.

Еще можно СМИ использовать в качестве сигнальной ракеты (хлопанье дверью). Вот послали сигнал через телевизор талантливыми журналистскими расследованиями, и некоторые губернаторы старой формации сами ушли. Потому что поняли, что модернизации без обновления кадров не бывает. Правда, один, наиболее упертый, видимо, телевизор не смотрел. И его пришлось … Но в общем неважно, это к СМИ отношения не имеет.

Минус практики – могут использовать в совершенно утилитарных целях.

Плюс практики – журналистика не является мифом. Никто не заставляет верить.

В итоге, потребителю информации есть из чего выбирать: хочешь успокоить нервы – смотри «Первый канал», хочешь поддержать имидж патриота компании – читай корпоративку, склонен к мазохизму – читай новости независимых от государства СМИ.

У журналистов есть только одна проблема – читатели лучше нас знают, про что и как надо писать, и лучше разбираются во всех проблемах.

Но для того мы, журналисты, и существуем, чтобы было с кем себя сравнивать…

Источник: Ерлан Байжанов

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!