Старой русской пословице целиком отвечают примеры приморской местечковой практики правосудия, когда оно противоречит здравому смыслу. Хорошо еще, если не работает другой принцип — закон тайга, и прокурор медведь.
Неужели следуя логике судебного следствия, не пора признать, что коррупция невозможна там, где этому не потакают служители Фемиды?
Очевидное не признавать
В Уссурийске расписка, признанная поддельной, на семь лет лишила приморского предпринимателя возможности заниматься вполне успешным бизнесом. Удачный предпринимательский проект, задуманный уссурийцем Олегом ЛОПАТИНЫМ, дал трещину. Пока он колесил по Китаю в поисках эксклюзивных сортов чая, который пакетировал его цех, на родине партнер по бизнесу изрядно проворовался. Привлечь незадачливого соучастника проекта к суду не удалось. Предвидя развитие событий, растратчик сам обратился в суд с иском о взыскании с самого Лопатина придуманного долга. И хотя расписку, представленную истцом с говорящей фамилией Паленый, признали подделкой сразу две экспертизы в Приморье и Москве, случилось невероятное. Суд оказался на стороне проходимца!
Все эти годы Лопатину не помогли ни обжалования приговора, ни новое уголовное дело против бывшего партнера по факту подделки. Ответчик отправился в бега и скрывается поныне, получив по суду взыскиваемую сумму. Три года спустя его объявили во всероссийский розыск. Но предпринимателю от этого не легче. Если бы судопроизводство признало ошибку, он бы давно восстановил работу цеха, кстати, отчислявшего в бюджет Уссурийска приличные налоги. Однако, воз и ныне там. Признавать ошибку или умысел судьи никто не спешит. Отменять решение, по мнению судейских, тоже нет оснований — пока не разыскали беглеца. Не выслушав аргументов человека, скрывающегося от правосудия, правосудие двигать процесс не намерено.
Все семь лет, пока длилась и длится судейская вакханалия, предприниматель Лопатин не просто нес убытки. В счет фиктивных долгов было арестовано его имущество. То есть здание цеха и транспорт предпринимателя.
— Арест сняли осенью прошлого года, после десятка судебных заседаний, в том числе и в краевом суде, — говорит Олег Лопатин. — Но уверен, что это произошло только после моих писем в адрес самого известного юриста страны.
Один за всех
В Артеме приступили к рассмотрению уголовного дела по факту громкого убийства. Банда отморозков, о которой рассказал «АиФ — Приморье» в своей публикации в ноябре 2010-го, оказалась на скамье подсудимых. Охамевшие ублюдки прямо в зале суда издеваются над свидетелями и самим правосудием. Все это происходит только потому, что в ходе следствия из дела умышленно изъяты не просто отдельные бумаги, а целые эпизоды, с участием сотрудников правоохранительных органов. Сработала простая логика — в деревне все свои, и незачем обижать «пацанов», которые почти ни при чем. В итоге под суд идет не банда, а один убийца «по неосторожности».
— Никакой уверенности в том, что суд восстановит справедливость, у нас нет, — говорит отец убитого сотрудника ФСБ Олег ГРИГОРЬЕВ. — Из-за решетки над нами откровенно глумятся убийцы, уверенные в своей безнаказанности. Им даже не переквалифицировали статью.
Была избушка лубяная…
Откуда возник имущественный спор по земельному участку в пригороде Уссурийска, адвокатам поначалу было просто не понятно. В поселке Долина сосед какое-то время позволял соседке пользоваться территорией своего участка для проезда. А недавно решил — буду обустраивать участок. И соседке в проезде отказал. Казалось бы, чего проще? Ну, проложи свой подъезд…
Но соседка оказался человеком с претензией. Она подала на владельца участка в суд! Какой там кадастр, права собственности и земельный кодекс?! В суд истица предоставила распечатку карты из «Google» и потребовала признать отсутствующим право собственности на участок гражданином Николаем СОЛОДОВНИКОВЫМ. Такая «свободная» трактовка закона не удивила ни Уссурийский районный суд, ни краевой. Беспрецедентный случай целиком дискредитирует само право собственности. Даже подсказанный адвокатом алгоритм действий, обязательный для правого суда, не возымел действия. Судьи ограничились рассмотрением лишь удобного для них перечня правовых документов. Такой ход обеспечил минимум усилий по выяснению истины и выгодное решение в пользу несуразных претензий истца.
— В итоге, — возмущается Николай Солодовников, — все документы на собственность есть, а права обладать ею — нет. Разве не абсурд?
Как камни на воде
Наверное, по каждому названному эпизоду должен следовать свой вывод.
Но при этом, страшно подумать, что в судебную практику может войти изъятие собственности по достаточно редким мотивам. А тем более на предложенных суду основаниях, как в случае с селом Долины.
Трудно представить, как будут реагировать на решения суда в Артеме родственники убитого пограничника, когда с условными сроками или по самой легкой статье будут осуждены изуверы.
Стремление в дальнейшем жить и работать в Приморье у бизнесмена Лопатина не просто подверглось серьезному испытанию временем и беспределом. А для троих его сыновей опыт отца в борьбе с правосудием надолго останется гнетущим впечатлением, если не разочарованием на многие годы.
У всех этих судебных эпизодов есть одна общая черта — полное противоречие здравому смыслу, букве и духу закона, очевидный волновой эффект.
Примечательно, что в ответ на одно из писем Лопатина, его визави, не доступный для правосудия, дал ответ по электронной почте. Предприниматель советовал беглецу сдаться, и готовиться к тюремному сроку, или на всякий случай обзавестись справкой на случай, если придется оказаться на скамье подсудимых. Ответ достоин того, чтобы привести его дословно: «Про психушку… Спасибо за подсказку. Но опоздал. Я уже по совету других еще в 2007 себе интересную бумагу оформил. Один минус — с правами на вождение авто. Но пока справляюсь. Да все нормальные люди в нашей стране себя уже давно так прикрыли».
Юрист Михаил БЕРЕСТЕНКО:
— Если ваши права нарушаются, необходимо обращаться с жалобой в вышестоящую инстанцию или суд. Если вы считаете, что ваши права нарушаются судом, вы вправе обратиться в квалификационную коллегию судей Приморского края или Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Любая система не идеальна, судейские ошибки были и будут происходить, как и ошибки любой другой системы. Основная же задача — сократить их количество, поскольку за каждой судейской ошибкой стоит как минимум упущенная выгода, а как максимум — человеческая судьба. Поэтому над этим вопросом должно работать в первую очередь судейское сообщество, и этот процесс уже идет: созданы специальные органы, такие, как Высшая квалификационная коллегию судей РФ. Но не следует забывать и о важнейшей роли общества в этом вопросе. Нельзя мириться с беззаконием, нужно отстаивать свои права.
Судили дышлом, или особенности местного правоприменения
Старой русской пословице целиком отвечают примеры приморской местечковой практики правосудия, когда оно противоречит здравому смыслу. Хо
Источник: Анатолий Сердюк, "АиФ-Приморье"
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!