Борис Кубай: «В начале следующей недели в Приморье придет потепление»

Январь в этом году в Приморье выдался морозным и малоснежным. О причинах такой погоды и ее продолжительности нам рассказал начальник Примг

16:32, 26 января 2011 Общество
c6acfcfe846dff864b3fb846ddaf4e68.jpg

Январь в этом году в Приморье выдался морозным и малоснежным. О причинах такой погоды и ее продолжительности нам рассказал начальник Примгидромета Борис Кубай.

- Борис Викторович, такое впечатление, что холодам нет конца и края…

- Действительно, нынешний январь отличается стабильно морозной погодой. Это связано с характером атмосферной циркуляции в нижней и средней тропосферах. В результате взаимодействия двух мощных центров действия атмосферы, Алеутского минимума (циклон) и Азиатского максимума (антициклон) происходят поступления холодных воздушных масс с холодного севера (Якутия, Хабаровский край, Арктика). Но надо сказать, что абсолютные значения минимальных температур воздуха в нашем крае не очень то и экстремальные. При маловетрии -30 °C переносится неплохо, а вот -15…-20 °C на побережье, со свежим ветром и при высокой влажности кажутся жутким холодом.

- И, все-таки, уже хочется тепла, хотя бы относительного.

- Немного потерпите, до конца января. В начале следующей недели температурный фон существенно изменится. Если в ближайшие дни в нижней тропосфере температура будет -20…-24 °C, то 1 февраля -9…-12 °C. У поверхности земли днем возможна оттепель.

- Но за потеплением, как правило, бывают снегопады?

- Конечно бывают, но давайте выбирать чего больше хочется.

- Судя по всему, эпопея с вызволением судов из льдов в Охотском море завершилась успешно. Как Вы считаете?

- Искренне сочувствую экипажам и их семьям, им в новогодние праздники пришлось несладко. Сочувствую и судовладельцам, им эта операция обойдется в миллионы долларов США. Но сколько еще должно случиться всяких ЧП, чтобы и они, и капитаны судов научились эффективно взаимодействовать с гидрометеослужбой?

- Т.е. этого ЧП могло бы не произойти?

- Обратись капитан в соответствующую гидрометеослужбу, в данном случае Сахалинскую, заплати несколько тысяч рублей, получи соответствующие прогнозы и рекомендации и прислушайся к ним, то не попал бы в подобную ситуацию в принципе.

- Значит, решение зайти в Сахалинский залив в конце декабря было ошибочным?

- Безусловно, ошибочным. Почему такое решение было принято, остается только догадываться. Не исключено, что подвели спутниковые снимки, которые фотографировали в данном регионе разреженный лед. Ну и, наверное, самонадеянность, что моряк сам умеет прогнозировать погоду не хуже синоптика.

- А что же там произошло в действительности, с Вашей точки зрения?

- Ноябрь и декабрь в Охотском море выдались очень неспокойными. Туда выходили циклон за циклоном, один коварнее другого. Один из них, в 20-х числах декабря с сильным южным ветром стал перемещать лед с юга на север, к Шантарским островам. В результате в Сахалинском заливе образовалась обширная полынья, на которую и клюнул капитан плавбазы, а за ним и остальные. Но через несколько дней в Охотское море выходит другой циклон и уже с северным штормовым ветром начинает гнать тяжелый лед с Шантарских островов на юг и полностью заполняет им Сахалинским залив. А на фоне резкого понижения температуры воздуха произошло интенсивное нарастание толщины льда, под воздействие сильного ветра льды зажали суда в крепкий капкан, из которого выбраться самостоятельно стало невозможно. Это была классическая ловушка для самонадеянного человека.

- А море самонадеянности не прощает. И какой же из всего этого можно сделать вывод?

- Безопасное мореплавание – не праздные слова. Оно требует профессионализма и соблюдения, писанных и неписанных правил. И пока человек не перестанет надеяться на «авось», ЧП на море будут неизбежны. Пренебрежение таким фактором, как погода, слишком дорого обходится и экипажу, и судовладельцу и обществу.

- Если на минуту представить, что капитан плавбазы запросил обслуживание в Примгидромете, чем и как бы ему помогли?

- Если бы капитан до принятия решения о заходе в Сахалинский залив сообщил свои координаты, основные параметры судна, цель и дальнейшие намерения маневра, его бы «поставили на сопровождение»: предоставили карту прогнозируемой ледовой обстановки в районе следования, штормовое предупреждение об усилении ветра, ухудшении видимости и сжатии льда, а также рекомендации по выбору маршрута следования. И так несколько раз в сутки, пока судно не уйдет в безопасный район. При таком сопровождении непогода врасплох никого никогда не застает.

- Что ж, будем надеяться, что из данной ледовой эпопеи будут сделаны надлежащие выводы. Спасибо.

Источник: Primgidromet.ru