В декабре во Владивостоке работала киногруппа Государственного чешского телевидения из города Брно в составе режиссера Филиппа Ремунды, звукорежиссера Давида Наги, оператора Якоба Галоусека, актера и главного героя фильма Ярослава Тржиски. Чехи снимали финальную часть полнометражной документальной ленты с рабочим названием «По следам чешского легионера Йозефа Тришки» – историю о путешествии по России внука чешского легионера, волею судеб оказавшегося во Владивостоке в 1919 году. С чешскими телевизионщиками работал корреспондент «МК во Владивостоке». Что осталось «за кадром» телепроекта?
До Владивостока чехи снимали в Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Чите, Краснокаменске и Хабаровске. До Приморья у чешской киногруппы все шло по накатанной. Но во Владивостоке проект «По следам чешского легионера Йозефа Тришки» едва не потерпел фиаско. Некий Женя, с которым чехи заранее связались и который обещал им помощь в организации съемок выступления духового оркестра на палубе корабля-музея «Красный вымпел», а также встречу с представителями местных властей, фактически ничего не сделал. Его мобильник не отвечал на звонки. А по сценарию это были ключевые моменты финальной части фильма. Режиссер Филипп Ремунда был в панике, без этих кадров на картине можно было ставить крест. Ремунда, прекрасно говорящий по-русски, назвал этого необязательного человека словом, которое у россиян с недавних пор ассоциируется с популярным сортом чешского пива.
Чехам помог случай. Не станем расписывать, как все срослось, но им удалось-таки снять оркестр духовых инструментов под руководством маэстро Константина Селиванова, исполняющий битловский хит Yellow Submarine на верхней палубе «Красного вымпела». Во время съемки к кораблю-музею подгребли трое подвыпивших мужичков, привлеченные звуками музыки и суетой людей возле кинокамеры.
- Какая фирма снимает? - поинтересовался один из них у Филиппа.
- Прага, - ответил режиссер Ремунда.
- А-а-а… Прага. А это где? – переспросил любопытный.
- Это Варшава, - сказал один из его друзей.
- Не-е, это в Чехии, - поправил его третий, видимо, самый просвещенный.
- Пиво чешское классное, - подвели черту под разговором мужики и пошли восвояси.
Также состоялась встреча киногруппы с начальником управления культуры администрации Владивостока Анжеликой Кухаревой. Режиссер Ремунда был доволен: программа пребывания в России выполнена полностью. Теперь можно было возвращаться домой.
Но жизнь внесла свою корректировку в планы чехов. Из-за непогоды аэропорт Владивосток закрыли на три дня, и у чехов появилась неожиданная возможность снять на Морском кладбище могилы чешских легионеров, погибших в ходе иностранной интервенции в 1919-1920 годах. Для киногруппы это был настоящий подарок: приехать почти на край света, за 12 тысяч километров от родной деревни героя фильма, и увидеть прекрасно сохранившиеся каменные надгробия с чешскими фамилиями.
- Надо же, и почему эти памятники сохранились? Почему их не уничтожили в советское время? - удивлялся режиссер Ремунда, обходя чешский участок Морского кладбища.
Чехи думали, что в Советском Союзе предавалось забвению все, что связано с белым движением и контрреволюцией. Но более всего на чехов произвели впечатление огромные памятники из черного мрамора с увековеченными на них изображениями «хозяев» могил в полный рост на мемориальной части Морского кладбища. Оказалось, что в Чехии на погостах не ставят монументы таких огромных размеров.
- Это нескромно. Наверное, это были очень известные люди? – спросил режиссер Ремунда.
- Конечно, известные, - ответил я, - в определенных кругах.
И рассказал чехам несколько криминальных историй из недавнего прошлого Владивостока. После чего чехи воодушевились и сняли променад Ярослава Тржиски возле надгробий из черного мрамора. Пообещав, что эти кадры непременно попадут в фильм.
По словам Филиппа Ремунды, в Чехии также нет книг современных российских писателей, на кино и ТВ-экранах нет российских кинофильмов, по радио не гоняют русские песни, как в былые времена.
- У нас знают Солженицына, Пелевина, Сорокина и все. Еще мы знаем, что «наши» поддерживают премьера Путина, что у вас есть Жириновский, ЛДПР и хор имени Александрова, - признались чехи.
В свою очередь, Ярослав Тржиска сказал, что в социалистической Чехословакии детям со школьной скамьи внушали, что в мире буквально все изобретено русскими инженерами, например, лампу накаливания изобрел Яблочков, а не англичанин Деларю, радио – Попов, а не итальянец Маркони и так далее. Бывший педагог признал, что отсюда у чехов русофобия, нелюбовь ко всему русскому. На что я ответил, что чем меньше государство, тем больше у него амбиций. Филипп перевел, чехи засмеялись.
Полную версию этой статьи читайте в свежем выпуске газеты "МК во Владивостоке" за четверг.
Приключения чехов во Владивостоке
До Приморья у чешской киногруппы все шло по накатанной. Но во Владивостоке проект
Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!