В Большом зале Приморской филармонии состоялся второй концерт из цикла "Великий Бетховен". Напомним, этот цикл посвящен грядущему юбилею композитора. В будущем году ему исполняется 240 лет.
Концерт открыла музыковед Наталья Мищенко. Она рассказала о любви Бетховена к драматическому театру, который, по его словам, способен воспитывать и внушать благородный образ мыслей.
"В центре пьесы – история римского полководца Кая Марция, который получил прозвище Кориолан в честь захваченного им города вольсков Кориолы. Неустрашимый Кориолан был изгнан из Рима за свою гордыню. В порыве мщения он обращается к своим недавним врагам, вольскам, и приводит их под стены Рима. В последний момент жене и матери удается отговорить его от приступа. Он отступает, но вольски убивают его. Свою измену Кориолан смывает кровью. Увертюра Бетховена произвела настолько сильное впечатление, что пьеса, уже снятая с репертуара, была возобновлена на сцене, чтобы зритель мог увидеть ее сквозь призму гениальной музыки".
Михаил Аркадьев и Евгений Соловьев немного волновались. В сентябре они играли вместе Шопена. Теперь – Бетховенский фортепианный концерт № 2.
Михаил Аркадьев, художественный руководитель Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженный артист России: "Второй концерт – это ранний Бетховен, совсем молодой. У нас прекрасный солист Евгений Соловьев, тонкий музыкант. Я с удовольствием жду этого концерта. Моя любимая вторая симфония – одна из самых ярких симфоний Бетховена!"
Оказывается, Бетховен может быть таким нежным. И второй фортепианный концерт на самом деле - первый. Просто его ноты были изданы позже. Это был композиторский дебют уже известного тогда в Вене молодого пианиста Бетховена. Отзвуки Моцарта, но манера уже бетховенская – сосредоточенность в медленных эпизодах, резкое усиление контрастов, драматизм в диалогах солиста и оркестра. Евгений Соловьев играл этот концерт 10 лет назад студентом музыкального училища. Сейчас, признается, все чувствуется более зрело.
Благодарные аплодисменты публики заставили музыкантов сыграть финал на бис.
Вторую симфонию, которую Бетховен посвятил Наполеону, Михаил Аркадьев называет ранне-героической - в преддверии Третьей "Героической" симфонии, которая продолжит бетховенский цикл в декабре.