Выход на российские экраны нового фильма Павла Лунгина "Царь" о противостоянии Ивана Грозного и митрополита Филиппа приурочен ко Дню народного единства, который отмечается 4 ноября.
Бессмысленная жестокость опричнины и полубезумное желание царя "заменить Бога властью" заставляют будущего Святителя Филиппа открыто возвысить свой голос против царской воли и творящихся в стране злодейств.
Главные роли в картине сыграли Петр Мамонов и Олег Янковский, для которого роль митрополита Филиппа стала последней - он скончался через три дня после мировой премьеры фильма на Каннском кинофестивале.
По словам режиссера Павла Лунгина, роль Филиппа для Янковского была совершенно новой, очень важной и даже носила некоторый мистический смысл.
"Сыграв роль человека, который принес себя в жертву, он ушел сам", - сказал режиссер.
Для Петра Мамонова "Царь" - третья совместная работа с Лунгиным: они уже работали над фильмами "Такси-блюз" (1990, приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля) и "Остров" (2006, семь премий российской киноакадемии "Ника"). Мамонов неоднократно говорил, что с Лунгиным ему работается интересно и легко. А на съемках "Острова" Лунгину и пришла идея снять фильм про Ивана Грозного.
С неожиданной стороны зрителям откроются и Юрий Кузнецов в его оригинальной интерпретации фигуры Малюты Скуратова, шут Иван Охлобыстин, глава опричнины Александр Домогаров и воевода Алексей Макаров.
Сценарий картины написал автор "Сердца Пармы" и "Золота бунта" Алексей Иванов.
Съемки проходили в Суздале, где на территории Спасо-Евфимиева монастыря были построены декорации старой Москвы XVI века.
Мировая премьера "Царя" состоялась на Каннском кинофестивале, в программе "Особый взгляд".
В России фильм открывал 31-й Московский международный кинофестиваль и закрывал "Московскую премьеру" и "Меридианы Тихого". А в начале октября показ ленты состоялся в Государственной Думе и вызвал бурную дискуссию среди российских парламентариев и представителей Российской Православной Церкви.
Для самого же режиссера, по его собственному признанию, "Царь" - это не историческая монография и не кандидатская диссертация. В первую очередь, это интересное кино, увлекательное и сложное, связанное с историей, философией и религией. Это фильм не только о Грозном, но и о вере, призывающей к добру и готовой идти на жертвы. Миф о нашей жизни и власти".