Неоновые вывески: от истории до современности

Как устроена вывеска Жоржа Клода

Общество
vn2.jpeg

Несложно заметить, что неоновых вывесок во Владивостоке становится всё больше. До недавнего времени их вообще не было, свой век доживали только старые, а в последние 3-5 лет количество вывесок на улицах и особенно в помещениях баров, ресторанов, кафе и салонов красоты растёт стремительно. С чем это связано и почему неоновые вывески неожиданно приобрели такую популярность?

Неоновые вывески на улицах Владивостока

Немного истории

Первая коммерческая неоновая вывеска была изготовлена французским изобретателем и предпринимателем Жоржем Клодом ещё в 1912 году, а патент на неё он получил в 1910. Эту вывеску он изготовил по заказу одной парижской парикмахерской, и парижская парикмахерская не прогадала. Ничего похожего в индустрии наружной рекламы того времени не было. Успех оказался ошеломительным.

Джордж Клод понял, что изобрёл нечто выдающееся и решил заняться неоновыми вывесками всерьёз. Для этого он в 1917 году перебрался в Соединённые Штаты, открыл там компанию Claude Neon, которая оказывала услуги по изготовлению вывесок, и начал искать клиентов. Искать пришлось недолго: в скором времени на предложение Клода отозвался известный и очень крупный в то время автопроизводитель Packard, который заказал две вывески для своих автосалонов. Это обошлось компании в безумные 1500 долларов, однако оно того стоило, потому что вывески привлекли всеобщее внимание и к автосалонам, и к марке.

Момент для входа на рынок был очень удачным. Американская экономика стремительно росла, предприниматели старались привлечь внимание покупателей к своим продуктам, и яркая световая реклама оказалась отличным инструментом для этого.

Пока действовал патент на вывески, Жорж Клод успешно продавал и сами вывески, причём довольно дорого, и лицензии на их производство. Расширяться до сети филиалов во всех штатах он сам не хотел. Когда срок действия патента истёк, цены заметно снизились — рентабельность бизнеса тоже, однако к этому времени компания Claude Neon уже была безусловным лидером. К слову, эта фирма существует и сегодня, но она давно не лидер рынка. Например, Лас-Вегас, один из главных потребителей неоновой рекламы в Соединённых Штатах, использует главным образом продукцию местной фирмы Yesco.

Cнижение стоимости, связанное с истечением срока действия патента, в целом благоприятно сказалось на рынке неоновой рекламы, и скоро компании-производители появились во всём мире, от Японии до Франции. Сам Жорж Клод тоже вернулся во Францию, поддерживал правительство Виши после победы союзников, посидел некоторое время в тюрьме, однако умер на свободе и вполне уважаемым человеком.

Как устроена вывеска Жоржа Клода?

Жорж Клод использовал в своей вывеске так называемые газоразрядные лампы. Газоразрядная лампа – это стеклянная трубка, из которой откачан воздух. В неё закачивается небольшое количество инертного газа или смеси инертных газов иногда с добавлением дополнительных веществ. Концы трубки запаиваются, в них вводятся электроды. Давление газа в трубке очень низкое и составляет примерно 1% от атмосферного.

Инертные газы пропускают электрический ток и ярко светятся при этом, почти не нагреваясь. Именно это свойство использовал Жорж Клод. Вывеска на основе газоразрядных ламп долговечно и энергоэффективно даёт яркий свет, но имеет несколько существенных недостатков:

  1. Неэкологичность. В большинстве неоновых ламп содержится некоторое количество ртути, и поэтому они являются отходами 1 или 2 класса опасности. Утилизация таких ламп требует некоторых затрат.
  2. Высокая цена. Для изготовления штучных газоразрядных ламп необходимо стеклодувное оборудование и стеклодувы, оборудование для откачки воздуха, инертное газовое оборудование для заправки газами и много разных дополнительных устройств. Цена получается высокой. Стоимость некоторых вывесок Лас-Вегаса превышает 10 миллионов долларов. Для малого бизнеса и тем более для частных потребителей вывески на основе газоразрядных ламп слишком дороги.
  3. Хрупкость и нулевая ремонтопригодность. Даже микротрещина в неоновой лампе приводит её в полную негодность. Отремонтировать её нельзя, а для изготовления новой, опять же, требуется оборудование, и она стоит дорого. Между тем, разбить такую лампу очень легко.

Всё вместе, а также просто изменение моды привело к тому, что, начиная с 1960-х годов, популярность неоновой рекламы стала сходить на нет. Пару раз интерес к ней в США вспыхивал ненадолго с выходом некоторых телесериалов, но в целом о неоновых вывесках забыли надолго везде, кроме, пожалуй, Лас-Вегаса. Ситуация изменилась только в начале XXI века, после того, как на смену газоразрядным лампам пришла новая технология. И эта новая технология изменила всё.

Вывески из гибкого неона

Гибкий неон — вообще не неон: технически это светодиодная лента, которая находится внутри силикона. Силикон нужен для рассеивания света и защиты светодиодов, а также проводки. Сами по себе светодиоды известны с 1960-х годов, однако в то время они были невероятно дорогие, и вывеска на основе светодиодов стоила бы дороже газоразрядной во много раз. Однако сегодня светодиоды выпускаются миллиардами штук, они очень дёшевы, и поэтому гибкий неон тоже вполне доступен. Его розничная цена составляет порядка 300-1000 рублей за погонный метр в зависимости от качества, производителя и технических особенностей. Стоимость неоновой вывески на заказ составляет от 5 до 20 тысяч рублей, а небольшие светильники иногда можно купить за 2000 и даже немного дешевле. Именно поэтому вывески из гибкого неона сегодня приобрели такую популярность. Их нечасто используют на открытом воздухе, но придумать лучший носитель световой рекламы для помещений просто невозможно. Именно поэтому такие вывески сегодня используют не только в коммерческих целях, но и дома в качестве элементов оформления интерьера.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!