Владелец авторского права на программное обеспечение имеет различные исключительные права, включая право использовать, воспроизводить (или "копировать") и распространять его, а также разрешать или запрещать эти действия третьим лицам. Правило кажется простым, если только мы можем установить, существует ли объект авторского права, кто является автором в соответствии с законом и в каких случаях исключительные права принадлежат другому лицу. Эти вопросы часто возникают в судебных баталиях по поводу интеллектуальной собственности. Т.к. правильно передать права на программное обеспечение - сложная задача даже для мировых компаний.
В деле Oracle против Google американский суд должен был решить, являются ли Java API (интерфейсы прикладного программирования) объектом авторского права. Позиция США, однако, не будет иметь значения в случае применения болгарского законодательства, поскольку авторское право регулируется принципом территориальности.
Условия защиты интеллектуального творения
Компьютерная программа охраняется, если она является "оригинальной" и записана в материальной форме. В отношении первого требования не оцениваются качественные или эстетические характеристики. Критерием является то, что программа должна быть собственным интеллектуальным творением автора. Охраняется только выражение программы, позволяющее ее воспроизведение, в то время как лежащие в ее основе идеи и принципы, функции, а также алгоритмы и языки программирования не являются объектом авторского права.
Авторское право возникает автоматически в момент создания произведения (в нашем случае компьютерной программы), без необходимости совершения каких-либо регистрационных или иных формальностей. Однако, чтобы установить, когда возникло авторское право и кому оно принадлежит, важно уметь подтвердить эти обстоятельства соответствующими документами.
Автор программного обеспечения — это лицо, которое его написало, и по общему правилу он же будет являться обладателем авторского права.
Трудовые обязанности
Однако возможно, что человек создал программу в рамках своих трудовых обязанностей или получил заказ на ее разработку. В этих случаях применяются специальные правила в отношении владения авторскими правами. В соответствии с законодательством оно переходит к работодателю, если компьютерная программа была создана в ходе выполнения трудовых обязанностей, при отсутствии соглашения об обратном
. Возникает вопрос, что означает "в ходе трудовой деятельности", и ориентир можно найти в Европейской директиве, которая гласит, что программа должна быть создана работником в ходе выполнения своих обязанностей или в соответствии с инструкциями, данными его работодателем.
Как правило, чтобы доказать свое право собственности, работодатель должен доказать, что программа была написана его работником, в трудовые обязанности которого входит разработка программного обеспечения, и что не существует соглашения о том, что авторские права остаются за работником. Однако возможно, что работник создал собственное программное обеспечение после работы или в выходные дни, а работодатель претендует на право собственности на него, поскольку человек является его сотрудником и использовал оборудование компании. В этом случае решающее значение будет иметь то, заказал ли работодатель создание и поставку такого программного обеспечения своему сотруднику - если нет, то авторские права могут принадлежать разработчику, хотя он и состоял в трудовых отношениях в это время.
В противоположном случае, даже если сотрудник написал программу в нерабочее время и на собственном оборудовании, в случае если в его трудовые обязанности входит разработка подобных программ, то авторские права, скорее всего, перейдут к работодателю. Поэтому рекомендуется четко определить обязанности работника и включить в его трудовой договор пункты, регулирующие авторские права на результаты его работы.
Заказная работа
Все выглядит иначе, если программное обеспечение было заказано, например, компания заказала его внешнему разработчику или компании-разработчику программного обеспечения.
В этом случае авторские права принадлежат автору (т.е. разработчику), если только в договоре на ввод в эксплуатацию стороны не договорились о том, что заказчик будет правообладателем.
Однако даже если авторские права остаются за автором, закон вводит презумпцию, что заказчик имеет право использовать произведение без разрешения автора в целях, для которых оно было заказано, если не оговорено иное.
Бывает, что в договоре нет условий, касающихся авторского права, т. е. стороны не договорились об "ином", в этом случае применяется общее правило. Последний случай раньше вызывал ряд вопросов у ученых и судов, а именно: имеет ли заказчик исключительное или неисключительное право на использование произведений, ограничено ли это право сроком и территорией и должно ли "иное согласовано" быть положением в договоре на ввод в эксплуатацию или может быть закреплено в другом договоре.
Ответы на эти вопросы имеют особое значение, поскольку разница между исключительным и неисключительным правом на использование заключается в том, что в случае предоставления первого только заказчик будет иметь право использовать произведение, в то время как неисключительное право дает автору право использовать его совместно с ним, а также предоставлять права третьим лицам.
Более того, только владелец и исключительный пользователь могут требовать в суде возмещения ущерба за нарушение их авторских прав. В предыдущих судебных делах суды считали, что при отсутствии "иной договоренности" заказчик, поручивший разработку компьютерной программы, имеет неисключительное право на ее использование сроком на 3 года.
Однако стороны могут согласовать в договоре иные условия, например, неисключительное право на использование, ограниченный период или территорию, или иные ограничения для заказчика.
Мы находим хороший пример в английском прецедентном праве, где в отсутствие прямого положения в договоре суд может постановить, что существуют подразумеваемые условия либо уступки, либо лицензии авторского права в пользу заказчика.
Тест заключается в том, что необходимо клиенту в отношении использования произведения, защищенного авторским правом, в данных обстоятельствах - будет ли он удовлетворен только правом на его использование, или он должен быть владельцем, чтобы иметь право на получение выгоды от заказанного произведения. Релевантными факторами будут цена, уплаченная по договору, и последствия для подрядчика, а именно, было ли намерение сторон в том, чтобы подрядчик использовал произведение.