Предприятия, которые стремятся улучшить обслуживание клиентов и повысить конкурентоспособность, работают над созданием эффективной системы управления цепочками поставок. Она позволяет оптимизировать все процессы создания ценности, объединяя их в единую бизнес-функцию.
Что такое цепи поставок
Цепочка поставок в логистике — это система бизнес-процессов, которая охватывает все этапы создания ценности, начиная с добычи сырья и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю. Она связывает всех участников, к которым относятся компании, занимающиеся производством, хранением, транспортировкой, продажей и постродажным обслуживанием продукции.
Концепция управления цепочками поставок подразумевает координацию процессов и интеграцию участников для создания единого, слаженного механизма, позволяющего лучше удовлетворять запросы потребителей при минимальных затратах. Основная цель заключается в получении максимальной прибыли для всех участников цепи за счет наиболее эффективного сотрудничества
Виды цепочек поставок
Цепочки поставок классифицируются с учетом множества признаков:
- По числу элементов и степени сложности структуры. В прямых цепочках, поставщики и потребители работают напрямую с компанией-производителем. В расширенных и максимальных цепях предусмотрено многоуровневое взаимодействие участников, включая посредников, логистических операторов, дистрибьюторов, розничных продавцов, клиентов и т.д.
- По территориально-географическому признаку. В локальных цепочках участники расположены и взаимодействуют на территории одного региона. Кроме этого они бывают национальными, охватывающими территорию всей страны, международными, функционирующими в пределах нескольких стран, а также глобальными, предусматривающими межконтинентальное перемещение товарных, финансовых и информационных потоков.
- По сезонности. Сезонные цепи характерны для продукции, спрос на которую неравномерен и подвержен колебаниям в зависимости от сезона, а несезонные функционируют в течение всего года.
- По стратегии. Бережливая цепочка поставок фокусируется на снижении затрат. Ей противопоставляют гибкую стратегию, которая направлена на быструю адаптацию к меняющимся условиям и запросам потребителей.
Кроме этого, логистические цепи классифицируются по типу грузов (штучные, насыпные, газообразные негабаритные и т.д.), по преобладающему виду транспорта (железнодорожные, автомобильные, морские, авиационные), по сроку годности продукции (скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары) и другим признакам.
Преимущества концепции
Эффективное управление цепочками поставок дает предприятию ряд преимуществ:
- Снижение затрат. Координируя логистические процессы между участниками цепочки, предприятие добивается снижения издержек в таких областях как транспортировка и хранение, управление запасами и производство продукции.
- Повышение качества продукции и сервиса. Управляя партнерскими связями, предприятие может контролировать качество и отслеживать дефекты на разных этапах, а также быстро реагировать на изменения спроса и удовлетворять текущие потребности потребителей.
- Рост конкурентоспособности и прибыли. Благодаря интеграции всех бизнес-процессов, предприятие обеспечивает уникальность и более высокую ценность продукции для потребителей, что положительно влияет на ее конкурентоспособность, позволяет увеличить долю рынка и доходы.
Оптимизацию логистической цепочки обеспечивает использование программных инструментов нового поколения. К ним относится система усовершенствованного производственного планирования Adeptik APS, которая предназначена для предприятий из различных отраслей, включая производство микроэлектроники, машиностроение, нефтепереработку, металлообрабатывающую и пищевую промышленность.