Планируется, что железнодорожным путем до Калининграда с основной территории РФ будут поставляться продукты нефтепромышленности, цемент.
Недостаточность мест для транспортировки грузов на паромах, курсирующих между Калининградом и российскими регионами по Балтике, обусловлена тем, что отправители не используют для этого ж/д пути. Данный вопрос поднял губернатор области на брифинге для СМИ. Он напомнил о том, что сейчас для многих видов грузов доступна сухопутная перевозка. Однако отправители перестраховываются. Продукты нефтепромышленности и цемент точно будут перенаправляться на железнодорожный транспорт, поскольку с начала года прошло немного времени, и незаконных квот Литвы осталось достаточно. Глава региона добавил, что в первую очередь будут максимально использовать ж/д квоту, а затем уже переходить на море.
Сколько квот выделено на грузоперевозки между России и Калининградом в 2023 году?
Напомним, что Европейский Союз пропускает грузы до Калининградской области по квотам, составляющимся по усредненным показателям грузоперевозок в регион за прошлые 3 года. По итогам прошлого года квоты на ж/д поставки через литовскую территорию по всем видам товаров полностью использовать не получилось. Глава Калининградской области ранее многократно указывал на незаконность квот, подчеркивая, что механизм, построенный подобным образом, приведет лишь к сокращению разрешенных поставок.
Новое количество на 2023 год Литва уже сообщила властям Калининграда. Известно, что их размер будет на 7% уменьшенным по сравнению с прошлым годом. Общий объем транспортируемых товаров из РФ в Калининград может составлять не больше 2,47 миллионов тонн. В обратном направлении возможна отправка максимум 420 000 тонн. В перечень грузов, которые ограниченно разрешены для перевозки из российских регионов в Калининградскую область, вошли уголь, строительные материалы, железо, сталь, продукты нефтеперерабатывающей и химической промышленности, древесина и продукция деревообработки, предметы роскоши. Обратно на основную территорию России можно отправить грузы из этого же списка, однако в кратно уменьшенном объеме.
Объем грузов рассчитывался на основе усредненного показателя поставок такой продукции за прошлые 3 года. В перечень продукции первой необходимости включили несколько сотен кодов.
Напомним, что в 2022 году литовским правительством был наложен запрет на транзитные грузоперевозки по территории прибалтийского государства товаров, которые попали под антироссийские санкции. Позже по рекомендации Европейской комиссии поставки были возобновлены, но в строго утвержденных объемах – не более усредненного значения за прошлые 3 года.
Квота на 2022 год составляла 3,1 миллионов тонн. По факту было перевезено лишь 1,8 миллионов тонн. Наряду с этим на фоне ограничений по транзиту наблюдается повышение спроса на транспортировку продукции из РФ в Калининград морским путем. Перевозчики считают такой способ более удобным, надежным и предсказуемым в долгосрочной перспективе. Но из-за увеличения интереса к таким грузоперевозкам увеличилась стоимость поставки, а также возникли очереди на отправку. Погрузку приходится ожидать до двух недель, если имеется бронь, либо до одного месяца, если место не забронировано. Власти региона надеются, что ситуация изменится, когда флот пополнится двумя новыми паромами. Ожидается, что они встанут на линию в апреле.
Напомним, что для субсидирования перевозок грузов по морю между РФ и Калининградом было выделено 3,8 миллиардов рублей.