Кассы самообслуживания решают одну из принципиально острых задач любого магазина — большие очереди. Сегодня касса самообслуживания — популярное решение среди крупных сетевых бизнесов. Их можно встретить в супермаркетах и гипермаркетах по всей России. Многие предприниматели думают, устанавливать или нет кассу самообслуживания, насколько это рентабельно, и какие даст преимущества. Может быть, установка такого дорогостоящего оборудования — заранее провальное вложение, а может, это ключ к росту объема продаж и повышению лояльности покупателей.
Преимущества кассы самообслуживания
Основные задачи, которые позволяет решить установка касс самообслуживания в магазине:
- Увеличение касс без найма дополнительных сотрудников;
- Увеличение пропускной способности кассовой зоны;
- Значительное сокращение очередей;
- Экономия места (на место одной классической кассы встанет 2-3 киоска самообслуживания);
- Экономия на найме сотрудников и выплате заработных плат (вместо 4-5 кассиров на 4-5 касс самообслуживания достаточно 1-2 консультантов);
- Рост среднего чека (многие люди боятся не уложиться в определенную сумму и «опростоволоситься» на кассе, поэтому берут товаров меньше, чем хотели изначально, касса самообслуживания решает эту проблему, ведь покупатель сам контролирует сумму покупки);
- Рост оборота и прибыли в среднем до 40%;
- Дополнительная реклама (можно внедрить кассовую программу, которая будет предлагать, например, сопутствующие товары или товары по акции, что дополнительно позволит увеличить продажи).
Минусы кассы самообслуживания
- Высокие затраты на оборудование — касса самообслуживания стоит дороже обычной кассы, но важно помнить, что это лишь разовая затрата, а ежемесячная экономия и рост среднего чека будут постоянными. Касса самообслуживания окупит себя с лихвой в ближайшей перспективе.
- Обучение сотрудников новому оборудованию и программному обеспечению — на каждый пункт самообслуживания понадобится обучить 1-2 консультантов.
- Для установки оборудования понадобится выделить место в кассовой зоне и при необходимости оснастить камерами наблюдения, барьерами и т.д.
Сомнительные моменты
Осталось несколько вопросов, так или иначе вызывающих сомнения в установке касс самообслуживания:
- Воровство — большинство предпринимателей боится, что покупатели будут воровать, но как показывает практика, воруют не покупатели, а сотрудники. Если покупатель и ворует, обычно это происходит в торговом зале, а не на открытом месте с кассой и камерами, так что бояться тут нечего. Важно лучше проверять сотрудников.
- Поломки кассы — еще одним немаловажным вопросом является качественное кассовое программное обеспечение. Обычные кассы тоже «зависают», «глючат» и ломаются. При внедрении кассы самообслуживания и разработки программы под конкретный бизнес важно все не единожды протестировать и брать кассовое оборудование, заранее отвечающее по мощности будущей проходимости киоска.
Стоит брать кассу с весами или без
Касса самообслуживания со встроенными весами решает сразу две задачи — взвешивание весовых товаров и кассовые расчеты с выдачей чека. Вроде бы все замечательно, но проблем будет больше в случае поломки таких весов, ведь касса целиком выйдет из строя, и использовать ее не получится. Ремонт кассы в данном случае гораздо затратнее и сложнее ремонта или покупки отдельно стоящих торговых весов в зале. В перспективе покупка двух отдельных устройств будет гораздо выгоднее и создаст меньше проблем.
Так стоит ли покупать кассу самообслуживания?
Наш ответ «Да». Киоск самообслуживания — выгодное вложение в будущее торговли, позволяющее существенно сократить очереди, затраты на сотрудников и повысить прибыль. Да, затраты на новое оборудование и установку достаточно велики, но эти траты с легкостью окупятся в самом ближайшем будущем, и это легко подсчитать. Касса самообслуживания позволяет полностью автоматизировать кассовый узел, увеличить пропускную способность кассовой зоны и многое другое.