Современные технологии позволяют участникам рынка значительно упростить учет выпускаемой в реализацию продукции и увеличивать скорость обслуживания покупателей благодаря использованию штрих-кодов (ШК). За каждой группой изделий закреплен свой набор кодов, который предприниматель не генерирует самостоятельно, а официально получает у аккредитованных организаций.
Каким образом проходит процедура формирования и регистрации штрих-кодов, можно узнать на информационном портале TRTS.info https://trts.info/article/kak-zaregistrirovat-shtrih-kod.
Требования законодательства
При генерировании ШК аккредитованные регистраторы ориентируются на ГОСТ ISO/IEC 15420-2010.
Гос.стандарт регламентирует:
-
символику кода EAN;
-
размеры области кодирования и знаков;
-
алгоритмы декодирования.
Предприниматели используют штриховые коды в работе добровольно, так как в РФ нет законодательных актов, обязывающих штрихкодировать продукцию.
Что такое штриховой код EAN-13
Штрих-код EAN-13 – это совокупность полос различной толщины и цифр, которые при помощи специальных считывающих устройств декодируются (в системе отображается артикул, наименование и стоимость товара). При этом:
-
Цифры 1-3 ШК не имеют непосредственного отношения к товару, так как обозначают организацию, которая зарегистрировала ШК. Префиксы 793-799 действуют только на территории РФ, а 460-469 используются для товаров, предназначенных для экспорта.
-
Цифра 13 – контрольная. Используется для проверки правильности считывания информации.
Если размер упаковки или область крепления ярлыка со штриховым кодом небольшая, используют сокращенное кодирование по форме EAN-8.
Типы штрихкодирования
Различают штрихкодирование:
-
Линейное. Информация, представленная черными и белыми полосами, считывается в горизонтальном направлении. К такому кодированию относится EAN.
-
Двухмерное. Сведения в виде графического рисунка, сформированного из пикселей, считывают как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Один из популярных видов двухмерного кодирования – это DataMatrix.
Если линейный способ кодирования применяется в отношении практически всех товаров, поступающих на рынок, то двухмерные изображения используется чаще всего для нанесения кодов обязательной маркировки «Честный знак».
Правила размещения штрихкодового изображения
Для удобства считывания кодировки необходимо соблюдать определенные правила:
-
места на упаковке должно быть достаточно, чтобы на нем поместился код EAN-13 или EAN-8;
-
на крупногабаритные товары ШК для удобства считывания размещаются со всех сторон упаковочной тары;
-
для отображения графического изображения применяют в основном черно-белые цвета или цвета высокой степени контрастности.
Порядок формирования и регистрации штрих-кодов
Если предприниматели планируют использовать ШК только для внутреннего учета и складирования, то формировать их можно самостоятельно при помощи специальных программ-генераторов.
Для товарообмена с партнерами по бизнесу и реализации изделий в торговых точках нужны официально зарегистрированные ШК.
Делегировать кодирование продукции предприниматели могут специалистам портала TRTS.info, которые проведут процедуру в соответствии с действующими стандартами.
Процесс генерации и регистрации ШК проходит в несколько этапов:
-
Предприниматель формирует заявку, предоставляет все необходимые сведения.
-
Заявка направляется на исполнение аккредитованному регистратору.
-
Предприниматель получает готовые штрих-коды.
В комплект документов, который необходимы фирме-регистратору для генерации штриховых кодов, входят:
-
название компании;
-
юридический адрес;
-
данные о руководителе (ФИО, должность, приказ о назначении);
-
копии ИНН, ОГРН;
-
сведения о выбранных префиксах (460-469 или 793-799);
-
описание товара (наименование, вес или объем);
-
вид упаковки (потребительская, групповая, транспортная);
-
размер упаковки.
От полноты и достоверности информации, представленной заявителем, зависит правильность штрихкодирования.
Преимущества использования в работе штрих-кодов
Кодирование товаров специальными знаками:
-
облегчает учет товаров при выпуске и реализации;
-
минимизирует количество ошибок;
-
ускоряет документооборот при перемещении изделий из производственных цехов на склады, при отгрузке оптовым покупателям и заказчикам;
-
дает возможность реализовывать продукцию через крупные торговые сети и специализированные магазины;
-
оптимизирует процесс обслуживания покупателей в торговых точках;
-
повышает имидж компании и вызывает доверие партнеров по бизнесу.
При возникновении вопросов о штрихкодировании товаров обращайтесь к специалистам TRTS.info – поможем получить не только ШК, но и разрешительную документацию на продукцию.