Мужчины, страсть и охота. Три начала, которые определяют ее жизнь

На лицах многих представителей сильного пола, услышавших, что на пост председателя Приморского краевого общества охотников и рыболовов, возможно, будет баллотироваться женщина, появлялись недвусмысленные улыбки: “Если это даже гром-баба, попадающая белке в глаз, за нее не проголосуют. Где это видано – такую должность юбке доверить?” Конечно, для нашего менталитета событие это неординарное – подобные прецеденты в России скорее исключение. Но этой стройной интеллигентной представительнице слабой половины человечества знающие ее не один год председатели районных обществ сами предложили возглавить организацию, а охотники такими вещами не шутят. Она же долго сомневалась, считая себя в большей степени хорошей помощницей, чем лидером. Однако задача председателя во многом и заключается в помощи, в поддержке организации и ее членов.

20 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №993 от 20 июнь 2001

На лицах многих представителей сильного пола, услышавших, что на пост председателя Приморского краевого общества охотников и рыболовов, возможно, будет баллотироваться женщина, появлялись недвусмысленные улыбки: “Если это даже гром-баба, попадающая белке в глаз, за нее не проголосуют. Где это видано – такую должность юбке доверить?” Конечно, для нашего менталитета событие это неординарное – подобные прецеденты в России скорее исключение. Но этой стройной интеллигентной представительнице слабой половины человечества знающие ее не один год председатели районных обществ сами предложили возглавить организацию, а охотники такими вещами не шутят. Она же долго сомневалась, считая себя в большей степени хорошей помощницей, чем лидером. Однако задача председателя во многом и заключается в помощи, в поддержке организации и ее членов.

Назову рассказ о вас “Женщина с ружьем”, сказала я ей. “Это будет неверно, - возразила Татьяна Арамилева. – Правильнее: “Женщина рядом с мужчиной с ружьем”. И подчеркнула, что, на ее взгляд, нашу жизнь определяет триединство: мужчины, страсть и охота.

Мужчины

          Феминисткам ее не понять. Ведь большинство из нас, как известно, не только красавицы, но и умницы. Вот только мужики этого не понимают – власть узурпировали, а семейный очаг, наоборот, на хрупкие плечи взвалили. Татьяна же к такому распределению ролей относится спокойно, даже считает его справедливым. “Так уж воспитана, - говорит. – Все мы родом из детства, никуда не денешься”.

          В ее детстве главным в семье был отец. Сергей Владимирович Мараков – биолог-охотовед с мировым именем занимался морскими млекопитающими. Известными учеными, как и генералами, не рождаются – солдатский путь к вершине долог и сложен. Сергей Владимирович начал его в Московском пушно-меховом институте, объединившем в свое время изумительных профессионалов. Романтик по натуре, при распределении на работу он, удивив многих, выбрал далекие Командорские острова. А через год привез туда жену, которая из того же института попала по распределению в марийский техникум. Действительно умница, окончившая два вуза, учившаяся в аспирантуре, она была еще и настоящей женщиной, стремившейся сделать любимого человека счастливым. Потому и не испугали ее жизнь в бараке, трудности со снабжением и телогрейка на плечах. Она жила в почитании мужской силы и мужского характера. Так и дочек, родившихся на Командорах, воспитывала. Потому и не роптали девчонки, если при решении каких-то папиных проблем не хватало денег на их наряды. Правильно ли это? Должна ли женщина сознательно уходить на второй план, создавая условия прежде всего для роста мужа? Об этом можно спорить. Однако мудрость женщины, наверное, и состоит в том, чтобы, посвящая себя любимому человеку, не ставить крест на собственной жизни. Ей это удалось – сохраняя нежную ауру любви и заботы, отдавая много времени семейному очагу, преодолевая тяжелую болезнь, еще и диссертацию защитила.

          К Татьяне понимание матери пришло с возрастом. В юности же она чисто интуитивно повторила ее путь. Когда муж, естественно, тоже биолог загорелся желанием работать в Приморье, она, бросив учебу на факультете охотоведения в Кировском сельхозинституте и впервые обратившись к помощи своего именитого отца, добилась направления в Ольгу. И что удивительно, Сергей Владимирович, любящий дочь и обожающий маленького внука, помог молодой семье уехать – дело для мужчины превыше всего.

          Уверена, что многим такие семейные отношения покажутся, мягко говоря, странными – мол, равенство должно быть, талант в землю зарывать нельзя. А Татьяна ничем и не жертвует: отдавая себя, она обогащается. Поэтому и могут ей позавидовать некоторые очень самостоятельные дамы: за годы совместной жизни из семьи не ушла любовь, выросли прекрасные дети, впитавшие в себя родительскую привязанность к природе, а сама Таня не только сумела, несмотря на трудности, окончить институт, получив профессию биолога-охотоведа, но и занимается делом, к которому тянется душа.

Страсть

          При этом слове возникают разные ассоциации. Кто-то вспомнит волшебную ночь любви, кто-то страстного коллекционера. Но есть еще одна страсть – к работе. Даже если судьба в силу жизненных обстоятельств делает какие-то зигзаги, такие люди не могут безвольно плыть по течению, им необходимо дело. Вот и Татьяна за что бы ни взялась, делает все с удовольствием, с полной самоотдачей. Когда в Ольге ее пригласили на работу в райисполком, окунулась в незнакомое дело с головой. Но...… Конечно же муж, научный работник по своей сути, вновь сорвал семью с места – его пригласили в один из институтов ДВО РАН. Пришлось оставить благоустроенную квартиру, поселиться во Владивостоке в общежитии и искать работу.

          В наше время женщины, не вписавшиеся в новые экономические отношения и потерявшие свое место под солнцем, нередко впадают в “амбициозную депрессию” – у меня, мол, высшее образование, не могу я заниматься неквалифицированным трудом или переучиваться. Не можешь или не хочешь? Страстная натура Татьяны не позволила ей опустить руки – она устроилась подменной работницей норкофермы в зверосовхоз “Подгородненский”. Заметьте – после того как несколько лет возглавляла оргинструкторский отдел в исполкоме. Ей было тяжело физически и не очень легко морально. Выросшая среди ученых, окончившая музыкальную школу, окунувшись в другой мир, она иногда даже не понимала язык, на котором говорили ее новые коллеги. Ненормативную лексику, бытовавшую в совхозе, работницы со смехом переводили в понятные ей слова. Но не кичилась бывшая начальница, не замыкалась гордо в себе и вскоре нашла свое место в коллективе. А в 90-м перешла работать научным сотрудником в том же зверосовхозе, занялась разведением рысей и енотовидной собаки.

          Если бы не перестройка, голубая рысь приносила бы Приморью приличный доход – на мировых аукционах ее мех очень ценится. Правда, и работать с ней нелегко. Татьяна с детства знала, что нет страшнее зверя, чем полуручной. От дикого человек постоянно ждет какого-то подвоха и потому всегда настороже, с полуручным же порой теряет бдительность. Потому и убежала однажды по недосмотру работницы 10-месячная кошка из клетки и стала носиться по огороженной территории, представляя реальную опасность. Все сотрудники вмиг оказались за сеткой, а наедине со зверем остались она и ветврач. В груди холодок: как же бессилен человек перед природой, но мысль одна – не допустить, чтобы рысь ушла. Подавив панику, Татьяна ласково приговаривала: “Голубушка, солнышко мое”, - оттесняя зверюгу в узкий проход. Им удалось загнать рысь в клетку, все закончилось благополучно. Но этот случай запомнился на всю жизнь. Потому что подтвердил – сломать зверя невозможно.

          Работать она может самоотверженно, забывая о времени. Но только до тех пор, пока в состоянии приносить пользу. Недавно она уволилась из Приморохотуправления, где трудилась несколько лет. Но невостребованной оставалась недолго – пришли к ней председатели районных обществ с предложением баллотироваться на пост главы краевого общества охотников и рыболовов.

Охота

          Диана-охотница – миф, конечно, красивый. Однако в реальной жизни образ хрупкой представительницы прекрасного пола, хранительницы домашнего очага никак не хочет совмещаться с ружьем. Ведь согласитесь, Таня, охота – это убийство. “Нет, нет и нет, - убежденно говорит она. – Охотник – не убийца. Он – элемент природы, как животное или растение. Убийца губит слабого, а охотник должен победить в нелегкой борьбе. Это состязание, в котором человек утверждается, но не всегда одолевает зверя. Здесь все как в жизни – приходится хитрить, обманывать...… Охота – процесс эстетический. Если правильно поставлен, то красивый”.

          Женщины приходят в охоту разными путями. Одни заражены этой страстью с детства – как моя героиня, получившая от отца ружье в 12 лет. Другие – под влиянием мужа, если хотят его лучше понять. В любом случае, проникнувшись интимной красотой природы, они уже не в силах лишить себя этого удовольствия. Они умело разводят костер, легко засыпают в тесной палатке, преодолевают километры бездорожья и почти ничего не боятся. В разумных пределах, конечно. И все же женщина – это высокие каблучки, летящая юбка, умелый макияж. А что вам ближе, Таня? После недолгой паузы: “Я легко перестраиваюсь на любую волну и не чувствую дискомфорта. Все зависит от ситуации”. Но любить охоту и возглавлять общество охотников – вещи разные. Вдруг некоторые далеко не хилые мужики воспротивятся? “В моей практике всякое бывало, - отвечает. – Случалось и такое слышать – мол, под бабой не буду. Но кроме того, что я женщина, какой еще недостаток могут поставить мне в вину? Я никогда не ухожу в сторону от решения проблем, открыта для общения, всегда стараюсь объяснить свои действия. Убеждена, что конфликт возникает лишь в том случае, если человек не понял твою позицию”.

          Получив предложение возглавить общество, она задумалась – чем сможет быть полезной ему? И пришла к выводу, что прежде всего необходимо решать законодательные вопросы, потому что сейчас много правовых пробелов в ведении охотничьего хозяйства, в защите интересов охотников. Нужно заниматься пропагандой культурной охоты, которая не должна ассоциироваться с известным фильмом о ее национальных особенностях. А еще важно развивать охотничий туризм: чтобы человек шел не за куском мяса, а за трофеем. Если дома висят, к примеру, клыки кабана, которые тянут на чемпиона мира, у охотника повышается самооценка, своей радостью он заражает окружающих. Такой вид туризма смог бы привлечь в наш край иностранцев, а это, естественно, доход в казну.

          У нее очень много задумок, огромное желание работать. И что немаловажно – опыт и знания. Во всяком деле важен профессионализм. Как раз им и отличается биолог-охотовед Татьяна Арамилева.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"