Тягаться с тягой

В Приморье засветилась проблема контактов железнодорожников с энергетиками. Многим еще памятен энергетический кризис минувшей зимы: пустые склады на ТЭЦ и ГРЭС, звонки Сергея Шойгу главам угледобывающих регионов, а потом десятки составов с твердым топливом, которые двинулись из Читинской и Иркутской областей, Кузбасса и Якутии в Приморье. Те эшелоны оказались миной замедленного действия. На волне эйфории всеобщего - в духе коммунистических субботников - спасения края как-то забылась капиталистическая составляющая той акции. А ведь за все нужно платить, в том числе и за вагоны и цистерны, работу железнодорожников, вынужденный простой подвижного состава на станциях назначения, дополнительное количество локомотивов.

19 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №992 от 19 июнь 2001

В Приморье засветилась проблема контактов железнодорожников с энергетиками. Многим еще памятен энергетический кризис минувшей зимы: пустые склады на ТЭЦ и ГРЭС, звонки Сергея Шойгу главам угледобывающих регионов, а потом десятки составов с твердым топливом, которые двинулись из Читинской и Иркутской областей, Кузбасса и Якутии в Приморье. Те эшелоны оказались миной замедленного действия. На волне эйфории всеобщего - в духе коммунистических субботников - спасения края как-то забылась капиталистическая составляющая той акции. А ведь за все нужно платить, в том числе и за вагоны и цистерны, работу железнодорожников, вынужденный простой подвижного состава на станциях назначения, дополнительное количество локомотивов.

Прилетали тут к нам самолеты из Ханты-Мансийска, Москвы и Иркутска с трубами да радиаторами. Главы муниципальных образований и руководители предприятий тепловых сетей полагали, что это халява, сделали заказы, разобрали остатки и развезли их по своим городам и поселкам. А вдогонку им пришли счета на полученные материалы и оборудование. И ахнули главные бухгалтеры администраций и предприятий: цена “халявы” в 2-2,5 раза превысила стоимость таких же труб и батарей со складов во Владивостоке и Уссурийске или с заводов-изготовителей вместе с транспортными расходами – а вы как хотели? самолетами доставляли!

Постой, паровоз…

          Подобное положение сложилось и с эшелонами с углем. В январе их поток резко сократился, поскольку Сибирь придавило серьезными морозами под минус 50 и разрезы не отгружали свою продукцию. Зато в феврале, после обращений за помощью в МПС, Минтопэнерго, к губернаторам угольных регионов число поездов возросло в 1,5-2 раза. Под загрузку в иные дни подавалось до полутысячи вагонов. Первыми оценили выгоду приморского энергетического кризиса шахтеры. Стоимость топлива в феврале поднялась на 20 процентов, а в марте еще одно подорожание, но уже на четверть. Поскольку у традиционных поставщиков топлива для Приморья уголь стал дороже, чем в среднем по Восточно-Cибирскому региону, то горняки стали требовать предоплаты - мало ли что, вдруг наши энергетики, наполнив свои склады, откажутся от дорогого угля. Вначале просили платить на 10 дней вперед, потом за месяц, а теперь и вовсе некоторые разрезы требуют перечислять деньги вперед на квартал.

          Железнодорожники поступили гораздо честнее. Они не стали выкручивать руки обмороженному краю. За свой счет везли столько топлива, сколько просило Приморье, в ущерб другим регионам выделяли для нас дефицитный подвижной состав, давали “зеленую улицу” для эшелонов со спасительным углем – прямо как в Великую Отечественную отправлялись сибирские дивизии на фронт. И заметьте, министерство путей сообщения честно ожидало заработанных денег. Когда долг стал приближаться к 200 миллионам рублей, стали задавать вопрос: когда вернете заработанные нами деньги? Тем более что, по сообщению МПС, для “Дальэнерго” весь минувший год действовали скидки от 5 до 50 процентов на перевозку местных и дальних углей. С 4 апреля министерство путей сообщения было вынуждено изменить порядок расчетов с постоянным клиентом. К этому моменту энергетическая компания не оплатила Владивостокскому отделению ДВжд 182 миллиона рублей, правда, позднее долг сократился, но все равно оставался внушительным - под 150 миллионов.

          В такой ситуации руководство ДВжд было вынуждено ограничить число вагонов под погрузку, а в конце мая и вовсе перестало выделять подвижной состав для дальнепривозных углей. При этом железнодорожники привели в свою защиту обоснованные доводы. Так, все эти годы энергетики пользовались экономическими привилегиями. Они производили оплату не на станции отправки (так делается по всей России), а на станции прибытия.

          - Понятно, что особое расположение железнодорожников к энергетикам базировалось также на экономических интересах, - сообщил “В” заместитель начальника Владивостокского отделения ДВжд Владимир Рубан. – Та электроэнергия, которая использовалась для питания, или, как говорят на железной дороге, тяги поездов, отпускалась продавцами по льготным тарифам. Одно время здесь действовало соотношение: при общем тарифе 57 копеек за кВт/час тяга стоила 36 копеек. В марте стоимость электроэнергии поднялась до 80 копеек, но для железнодорожников сохранялось послабление – 70 копеек. В начале лета РЭК вновь повысила расценки на электричество, и самое значительное было именно для потребителей МПС.

          Однако сильнее всего железнодорожников обидело отношение к ним “Дальэнергосбыта”. Продавец энергии стал засылать в дистанцию электроснабжения ВО ДВжд ультимативные письма, смысл которых сводился к следующему: немедленно платите за текущее потребление или начнется отключение.

Энергетика забуксовала с поставками топлива

          Подобный накат со стороны энергетиков железнодорожники терпеть не стали. Не желаете по-хорошему – будет как всегда. Когда долг “Дальэнерго” поднялся до 290 миллионов рублей, угольный поток в Приморье из-за пределов края резко сократился. Подвижной состав, подаваемый на разрезы Харанора, Нерюнгри, Азейска, Черемхово, уменьшился до минимума. Пришлось заинтересованным сторонам садиться за стол переговоров. Первоначально была предложена следующая схема: Владивостокское отделение ДВжд должно деньги по налогам в краевой бюджет, в свою очередь муниципалитеты должны “Дальэнерго” - давайте проведем взаимозачет. Однако министр МПС Николай Аксененко в последний момент заартачился. Пусть, мол, “Дальэнерго” вернет свой долг, да еще и живыми деньгами, тем более и пример есть: Анатолий Чубайс заставил своих должников возвращать долги именно финансовыми средствами. Энергетическая компания была вынуждена часть средств, получаемых с потребителей федерального подчинения, предприятий и населения, отдавать железнодорожникам. В течение нескольких недель долг сократился до 50 миллионов. Вариант с взаимозачетами не прошел, а стало быть, администрации городов и районов не погасили часть своего долга, хотя и была такая возможность.

          Теперь МПС требует предоплаты за выполняемые работы. При том, что железнодорожные тарифы крайне высоки. Стоимость доставки одной тонны топлива из Сибири в Приморье близка к цене этой самой тонны угля с разрезов Кузбасса. Число составов уменьшилось, несмотря на то, что сейчас самое благодатное время для подготовки к зиме. Вновь началось отставание от графика заполнения складов на ТЭЦ и ГРЭС, хотя по сравнению с прошлым годом наблюдается явный рост показателей.

          Однако сейчас трудно прогнозировать ситуацию на перспективу. Как рассказал “В” генеральный директор “Дальэнерго” Юрий Лихойда: “Приморью для нормального прохождения осенне-зимнего максимума требуется 2,2 миллиона тонн каменных и бурых углей. Свободных средств у энергетиков на их закупку и транспортировку до места назначения нет. “Дальэнерго” даже не может взять кредит в 350 миллионов рублей для этих целей, чтобы профинансировать работу на ближайший месяц. Приморские банки не могут потянуть такую сумму, а москвичи требуют гарантию краевой администрации. Администрация дает гарантии лишь на 140 миллионов”.

          В таких условиях “Дальэнерго” вынуждено искать уголь за границей. Изучается рынок Китая, Вьетнама и Новой Зеландии: объемы поставок, калорийность угля, форма оплаты, стоимость фрахта теплоходов для перевозки. Если это окажется дешевле, чем покупать топливо в Восточной Сибири и Якутии, то проект начнет реализовываться. В этих условиях железнодорожники точно потеряют на сокращении предоставляемых услуг.

          Неизвестно также, выиграют ли от этой замены простые потребители. Результатов осталось ждать недолго. Через четыре месяца начинается очередной отопительный сезон. Вот и посмотрим…...

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"